Таинство брака (Венчание)

В Таинстве Брака супругам дается благодать, освящающая их союз (во образ духовного союза Христа с Церковью), а также рождение и христианское воспитание детей.

Установление Таинства Брака

Бог благословил брачный союз первых людей в Раю и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею (Быт. 1, 28), дав им один из первых Своих заветов. В той же книге Бытия, на первых ее страницах, раскрывается тайна брачного союза мужчины и женщины: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2, 24). Брак был одним из тех двух Божественных установлений, которые прародители вынесли за врата рая после грехопадения.

В Евангелии брак сравнивается с таинственным союзом Христа с Церковью, почему и называется апостолом Павлом «тайной великой» (Еф. 5, 32-33). Господь Иисус Христос освятил Своим присутствием брак в Кане Галилейской и благословил его. Там же Он совершил Свое первое чудо, превратив воду в вино на бедной свадьбе (Ин. 2, 1-11).

Церковно-канонические препятствия к Браку

Православной Церковью четко определены причины, по которым Таинство Венчания совершаться не может. Они следующие:

  1. Не допускается вступление в Брак более трех раз.
  2. Запрещается вступать в Брак лицам, находящимся в близких степенях родства, вплоть до четвертой степени (то есть с троюродным братом или сестрой).
  3. Церковный Брак невозможен, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя атеистами и желают венчаться, руководствуясь посторонними мотивами.
  4. Не венчают пару, если хотя бы один из будущих супругов не крещен и не готов принять Крещения перед Венчанием.
  5. Не венчают Брак, если один из брачующихся фактически состоит в браке с другим лицом. Если этот брак — гражданский, то он должен быть расторгнут в установленном государственным законом порядке. Если церковный, то необходимо разрешение архиерея на его расторжение и благословение на вступление в новый Брак.
  6. Препятствием к совершению Браковенчания является духовное родство между кумовьями, крестившими одного ребенка и между крестными родителями и крестниками.
  7. Не венчается Брак, если хотя бы один из брачующихся исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм). Но совершенный по католическому или протестантскому обряду, а также нехристианский брак, в случае, если даже только один из супругов присоединился к Православной Церкви, может считаться по их желанию в силе. При переходе в христианство обоих супругов, брак которых заключен был по нехристианскому обряду, совершать Венчание не обязательно, так как их супружество освящено благодатью Крещения.
  8. Нельзя венчать принявших монашеские обеты, а также священников и дьяконов после их рукоположения.
Таинство Венчания не совершается:
  • Накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников;
  • в продолжении постов Великого, Петрова, Успенского (с 14 по 27 августа) и Рождественского (с 28 ноября по 6 января);
  • в продолжении Святок (с 7 по 19 января);
  • в Неделю мясопустную (воскресенье перед масленицей), в течении сырной седмицы (масленицы) и в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье — накануне Великого поста);
  • в течении Пасхальной (Светлой) седмицы;
  • в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи — 11 сентября и Воздвижения Креста Господня — 27 сентября.

Перед венчанием жениху с невестой необходимо пройти собеседование со священником и договориться о времени совершения Таинства. В сам день Таинства Венчания при себе необходимо иметь:

  1. Документы (паспорт, свидетельство о регистрации брака).
  2. Обручальные кольца.
  3. Две иконы — Спасителя и Божией Матери.
  4. Венчальные свечи.
  5. Рушник под ноги.

В первой половине XVIII века обручение и Венчание, составляющие две части Таинства, совершались разновременно, однако в 1775 году Синод постановил совершать чинопоследование обручения и Венчания одновременно.

Последование обручения

Жених и невеста становятся в притворе храма лицом к алтарю: жених справа, невеста слева. Священник выходит из алтаря через Царские врата с крестом и Евангелием в руках, которые полагаются на аналое, стоящем среди храма. За священником выходит дьякон с обручальными кольцами, которые во время совершения Литургии находились на правой стороне Престола. Затем священник двумя зажженными свечами, символизирующими чистоту и целомудрие венчающихся, трижды благословляет их и дает свечи им в руки. Если оба брачующихся вступают в брак во второй (третий) раз, свечи им не даются.

Священник произносит возглас: «Благословен Бог наш…», и читается «обычное начало».

После этого произносится великая ектенья, которая содержит особые прошения о венчающихся: о даровании им детей; о ниспослании им любви совершенной, мирной и помощи Божьей; о сохранении их в единомыслии и твердой вере; о благословении их непорочной жизни.

Затем читаются две краткие молитвы, в которых воздается хвала Богу, соединяющему разделенных, и испрашивается благословение на брачующихся.

Священник, взяв сперва кольцо жениха, произносит трижды: «Обручается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек)». При каждом произнесении этих слов он творит крестное знамение над главою жениха и надевает кольцо на четвертый (безымянный) палец его правой руки. Затем берет кольцо невесты и крестит главу невесты трижды, произнося: «Обручается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек)» и надевает ей кольцо на безымянный палец правой руки.

Затем, символизируя отдачу себя друг другу на всю жизнь, жених и невеста трижды обмениваются кольцами.

Священник произносит молитву, в которой испрашивается благословение и утверждение обрученным. Завершается последование обручения краткой ектеньей с добавлением прошения об обрученных.

Последование Таинства Венчания

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, торжественно выходят на середину храма. Им предшествует священник с кадилом.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу перед аналоем белый плат (рушник). Крест, Евангелие и венцы лежат тут же на аналое.

Затем священник спрашивает жениха: «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собой?»

Ответ: «Имею, честный отче».

Вопрос: «Не связан ли ты обещанием другой невесте?»

Ответ: «Нет, не связан».

Затем священник спрашивает невесту: «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?»

Ответ: «Имею, честный отче».

Вопрос: «Не связана ли обещанием другому жениху?»

Ответ: «Нет, не связана».

Этими вопросами выясняется, не было ли формальных обещаний вступить в брак с каким-то третьим лицом, и не вступал ли каждый из брачующихся в незаконную связь или в зависимость, так или иначе обязывающую его по отношению к этому лицу.

После этого литургическим возгласом — «Благословено Царство…» — начинается Венчание.
После краткой ектеньи о благостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три молитвы: «Боже Пречистый и всея твари Содетелю…», «Благословен еси, Господи Боже наш…» и «Боже Святый, создавый от персти человека…».

После этих молитв наступает главный момент Таинства.

Священник, взяв венец, знaменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя.
Венчая жениха, священник произносит: «Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, священник венчает ее, произнося: «Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Затем священник произносит трижды тайносовершительные слова, благословляя обоих иерейским благословением: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)!»

Венцы, надеваемые в Таинстве Венчания на головы жениха и невесты, имеют три символических значения:

  1. Царские венцы, надеванием которых провозглашается честь и слава человеку как царю творения. Жених и невеста становятся друг для друга в реальном смысле — царем и царицей.
  2. Мученические венцы, символизирующие мученичество супругов, распинающих каждодневно в браке свой собственный эгоизм.
  3. Венцы Царства Божья, путь в которое открывает благочестивая жизнь в браке.

После произнесения тайносовершительной формулы произносится прокимен: «Положил еси на главaх их венцы, от кaменей честных, живота просиша у Тебе, и дал еси им».
Стих: «Яко дaси им благословение в век века, возвеселиши я (их) радостию с лицем Твоим».

Затем читается 230-е зачало из Послания святого апостола Павла к Ефесянам (Еф. 5, 20-33). После Апостола читается Евангелие от Иоанна (Ин. 2, 1-11). После прочтения Евангелия произносится краткое прошение и молитва о новобрачных. Затем священник возглашает: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…», и новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву «Отче наш».

Приносится общая чаша с вином, над которой священником читается молитва с просьбой о благословении «сочетающимся ко общению Брака».

Священник, осенив чашу крестным знaмением, троекратно подает ее сначала жениху, потом — невесте. Общая чаша символизирует такое соединение новобрачных, когда все без исключения радости и скорби — общие.

Затем священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрыв их сверху епитрахилью и своей рукой, и трижды под пение торжественных тропарей обводит новобрачных вокруг аналоя. Круг, который молодожены трижды совершают вокруг аналоя, символизирует вечное шествие, которое началось для них в этот день.

После этого священник снимает с супругов венцы, произносится Отпуст, и новобрачных подводят к Царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста — образ Божией Матери, затем они меняются местами и прикладываются, соответственно, жених — к иконе Божией Матери, а невеста — к образу Спасителя. Провозглашается многолетие новобрачным, и все присутствующие поздравляют их с бракосочетанием.

Полезные советы:

Обручальные кольца надо заранее отдать венчающему священнику, чтобы он освятил их возложением на Престол.

Невеста не должна быть на венчании в брючном костюме, а платье не должно быть излишне декольтированным. У невесты непременно должен быть головной убор — фата или платок. Не стоит надевать слишком высокие каблуки, на них неудобно долго стоять. Косметика и украшения — или отсутствовать, или в минимальном количестве.

Обязательны нательные крестики для обоих супругов и их свидетелей.

По русской традиции, всякая супружеская пара имеет свидетелей — держать венцы над головами новобрачных. Свидетелями не могут быть неправославные, муж с женой, собирающиеся вступать между собой в брак.

Православные Таинства – священнодействия, явленные в православных церковных обрядах, через которые верующим сообщается невидимая Божественная благодать или спасительная сила Божия.

В Православии принято семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Евхаристия (Причащение), Покаяние, Таинство священства, Таинство брака и Елеосвящение (Соборование).

комментария 3

  1. Здравствуйте. Поясните, пожалуйста, если я вступаю в брак во второй раз и в первом браке венчана, но муж умер, нужно ли разрешение на второй брак или нет? И правильно ли я поняла, что в субботу таинство венчания не проводят. Спасибо.

  2. Благодарю вас за ответ. На сайте Московской епархии нашла все необходимое. Спасибо еще раз. Храни Вас Господь!

Ответить Ирина Чуйкова Отменить

to top button