Дорогие братья и сёстры! Сегодня мне хотелось бы по обычаю обратиться к Священному Писанию, отрывок из которого мы, как и положено, слышали за Божественной литургией (Мф. 8:5-13).
В этом отрывке говорится об исцелении Господом слуги одного римского сотника.
Казалось бы, сколько таких исцелений было, сколько было чудес, которые совершил Господь на земле! Но рассказ не обо всех из них предлагается в качестве воскресного чтения за Божественной литургией, а это – предложено. Значит, нужно вникнуть в тот урок, который этот эпизод евангельской истории нам преподаёт.
Мы видим человека, который не только не принадлежал по крови и плоти, по обрезанию к богоизбранному народу, но, напротив, принадлежал к народу, завоевавшему землю обетованную, к народу – враждебному по отношению к ветхозаветному Израилю. И вот этот причастник вражеской силы идёт к иудейскому Проповеднику, предпринимает труд, чтобы, оставив все свои дела, обратиться к Нему. И с чем же он к Нему обращается? Как я уже сказал, удивительно то, что язычник по происхождению идёт к Тому, Кто обновляет закон Израилев, закон Моисеев.
Но, во-вторых, удивительно с чем он обращается. Он ведь ни о чём не просит. Он просто изливает скорбь своей души перед Тем, Кто по видимости был обычным человеком. Но видит ли сотник во Иисусе из Назарета только человека? Конечно нет, иначе бы он и не пришёл к Нему, и не обратился бы с просьбой, и не сказал бы то, что после этого последовало: «Отрок мой [то есть слуга] тяжело страждет» (Мф 8:6).
Вот о чём повествует этот сотник в присутствии Христа. Далее тоже происходит нечто удивительное. Господь каждый раз исцеляет по-разному. В одном случае спрашивает: «имеешь ли веру, чтобы Я сотворил то-то и то-то?». В другом случае, как с женщиной финикиянкой, тоже не принадлежавшей к богоизбранному народу, как и этот сотник, отказывается исполнить её желание. А в данном случае с готовностью Сам говорит:
«Я пойду и исцелю его» (Мф 8:7).
Господь действует по отношению к каждому человеку неформально, не механически, не по стандарту. С каждым Господь выстраивает Свой собственный диалог! Ибо каждый человек есть неповторимая личность – такой другой нет и не было никогда, и не будет во всей истории человечества. Каждый из нас уникален, и вот с каждой уникальной личностью Господь выстраивает Свой уникальный диалог, не похожий ни на какой другой более. Поэтому, когда мы читаем, например, святых отцов, то черпаем в их духоносных творениях глубокую мудрость, но в полной мере она не приложима к нашей жизни. В нашей жизни будет обязательно что-то такое, о чём ни в каких книгах мы прочитать не сможем, какой-то нам персонально данный вызов, для того, чтобы мы явили свой персональный подвиг, чтобы мы отнеслись творчески к диалогу с Богом – от всего сердца приняли Его и послужили Ему.
Вот, и здесь Господь прозревает сердце этого человека, видит его простоту, его смирение и даже его веру, и поэтому с готовностью изъявляет Своё желание пойти и сделать то, что было лишь на сердце у этого сотника, о чём даже не проговорили его уста. И делает это Господь тоже с определённой целью. Для того, чтобы произошло то, что следом делает этот сотник. И что же он делает? Он, собственно, и не делает, он просто говорит, но его слова износят из сердца его великое сокровище, которое заслужило похвалу от Самого Господа. Сотник этот на готовность Христа совершить чудо исцеления отвечает:
«Господи! я не достоин, чтобы Ты вошел под кров моего дома, но скажи лишь слово, и по слову Твоему исцелеет мой слуга. Ибо и я человек, находящийся под властью, говорю своим подчинённым: иди – и он идёт; приди – и он приходит» (Мф. 8:8-10).
Вера – это что-то неизреченное! В ней заключается и великая мудрость, и великая духовная сила. Не случайно Господь говорит Своим ученикам:
«Если будете иметь веру как горчичное зерно, то сможете двигать горами» (Мф.17:20).
Великие чудеса совершаются исключительно по вере. Это не просто какое-то отвлечённое убеждение нашего ума. Это – великая сила нашего духа. Это – безграничная глубина нашего сердца, в недрах своих соприкасающегося с Божественной вечностью. Прозревание в эту бездну, в эту Божественную вечность – и есть вера. И вот такая вера была в том, кто, казалось бы, был язычником, не принадлежал к богоизбранному народу, был проклят, с точки зрения Закона.
Поэтому Господь удивился, сказано в Евангелии, такой вере. Конечно, будучи Богочеловеком, Спаситель мира знал сердце этого сотника, и Его удивление носит особый характер, имеет особый смысл. Вообще само слово «удивление» происходит от слова «диво», то есть «чудо». Оно связано с переживанием сверхъестественной реакции. По-настоящему удивляться может только тот, чьё сердце чувствует присутствие Бога в этом мире. А в этом случае, когда удивился Сам Бог, пришедший во плоти, это особенно значимо. Это удивление особенно удивительно, потому что таким образом Бог почитает собственное творение, таким образом его прославляя. И далее отливается это удивление в следующие слова: «Воистине, есть ли такая вера во Израиле?!», – то есть в избранном Богом народе, в том, кто обязан иметь такую веру, потому что вся история этого народа есть сплошное чудо Божие.
Так вот, многие, из принадлежавших к народу, Богом созданному и Богом избранному, не имели той веры, которую имел этот язычник. И это тоже повод задуматься, дорогие братья и сёстры. Ибо и мы с вами – «новые израильтяне». И мы принадлежим к богоизбранному народу – к Церкви Христовой. И не дай Бог нам услышать то, что услышали иудеи из уст Христа:
«Многие с Востока и Запада придут и возлягут на лоне Авраамовом, а сыны Царствий – не войдут».
Мы с Вами – сыны Царства. Но это ещё не значит, что мы предопределённо уже спасены. Нет! Господь взирает на каждого из нас. Причём взирает по-своему – Божественно, зрит в самое сердце и знает нас так, как мы сами себя не знаем. А наше дело – постараться, чтобы Господь удивился и нашей с вами вере, которая проявлялась бы в нашей с вами жизни: в каждой её черте, в каждом её мгновении. Чтобы, в конечном счёте, как плод этой веры, услышать от Бога Его благословенный суд: быть нам в Его блаженном царстве. Чего всем нам я и желаю!
Подробнее о богослужениях в 4-ю Неделю по Пятидесятнице >>>