На 4-ю Неделю по Пятидесятнице в этом году выпала дата победы русского воинства под предводительством императора Петра I в битве под Полтавой в 1709 г. над шведской армией Карла XII. Предание связывает возведение храма святого мученика Иоанна Воина на Якиманке с выражением благодарности самодержца всероссийского за одержанную победу, ставшую переломом в истории нашего Отечества.
9-го июля в нашем храме было совершено всенощное бдение, а в воскресенье, 10-го июля, Божественная литургия, которые возглавил настоятель епископ Павлово-Посадский Силуан. Его Преосвященству сослужили помощник настоятеля протоиерей Геннадий Героев, иерей Антоний Смирнов, диакон Даниил Сёмин. За богослужением помогал протоиерей Георгий Мезенцев.
С богослужебным последованием воскресного дня была соединена Слу́жба благода́рственная Бо́гу, в Тро́ице Свято́й сла́вимому, о вели́кой, Бо́гом дарова́нной побе́де над све́йским короле́м Каро́лом вторы́м на́десять и во́инством его, соде́янной под Полта́вою в ле́то от воплоще́ния Госпо́дня 1709.
После сугубой ектении за Литургией была возглашена молитва о восстановлении мира.
Также была вознесена заупокойная ектения и молитва об упокоении самодержца российского императора Петра I и всех воинов, за веру и Отечество живот свой положивших.
По окончании Литургии было совершено славление преподобному Амвросию Оптинскому, память которого Церковь также чтит 10-го июля, после чего владыка-настоятель обратился к духовенству и молящимся с архипастырским словом, посвящённом отмечаемым событиям и размышлению над воскресным евангельским чтением (подробнее >>>).
«Дорогие братья и сёстры! Сердечно поздравляю вас с воскресным днём, а также с памятью победы русского войска во главе с царём Петром I под Полтавой.
Именно с этой победой предание народное связывает и создание нашего святого храма, который стал благодарным приношением самодержца Господу Богу за дарованную русскому оружию победу.
И хотя событие это произошло более трёхсот лет назад, то хорошо, что у нас есть повод об этом вспомнить и возблагодарить Бога вновь и вновь.
Много есть поводов благодарности Богу, но современный человек чаще всего использует их для ропота: на жизнь, на окружающий мир, на обстоятельства скорбные, на людей, с которыми сводит его жизненный путь. А, в действительности, у нас гораздо больше оснований благодарить Бога, чем жалеть самих себя или роптать на тех или иных людей или обстоятельства.
Так вот, хотя событие это прозошло много столетий назад, но храм-то стоит до сих пор! И он никогда не закрывался и под его сводами никогда не прекращалась молитва. Это ли ине лучшее свидетельство значимости подвига далёких предков для настоящего дня!
Плоды их трудов дошли доныне – мы ими пользуемся. Так будем благодарны, несмотря на то, что предки наши делали не только добрые дела, но, порой, и ошибались!
Ошибки тоже не стоит забывать. Они являются своего рода школой трезвения: так, чтобы мы не превозносились своими успехами, чтобы приписывали всё что имеем – Богу, чтобы учились на своих ошибках и старались впредь их не повторять. Но всё же мы благодарны нашим предкам прежде всего за те свершения, плоды которых вошли в общую народную сокровищницу, преумножив наше материальное и наше духовное богатство.
Сегодня мы также совершаем память преподобного Амвросия Оптинского. Этот старец жил в XIX веке, когда российское общество колебалось в вере и, особенно образованные люди, формально принадлежа Церкви Христовой, уже не жили церковной жизнью. Преподобный Амвросий был старцем, к нему приходила вся Россия. И, будучи старцем, он нёс это нелёгкое служение.
В чём заключается служение духовничества и особенно его высшая форма – старчество?
Это служение не только в каких-то словах назидания или советах – это уже вторично, это вещи производные. А самое главное – это в сердце своём нести боль всех тех людей, которые приходят к этим старцам, к этим духовникам.
И вот из этого со-переживания, со-страдания, из этой любви сердечной и рождаются и мудрые советы, и слова утешения, и поддержка:
«От избытка сердца уста глаголют».
Если сердце не имеет этого избытка, если оно скупо, то и слова будут скупы. Могут быть умными, грамотными, глубокомысленными, но – безжизненными, не способными никого согреть, никого ободрить, никого поддержать.
Но духовник, а тем более старец, – это человек, который говорит со властью, он может не быть уж слишком образованным, по уму своему, но безусловно он образован в своём сердце.
Сердце его и является отображением образа Божиего в полной мере. И из глубины и полноты сердца он утешает и ободряет тех, кого Господь к нему приводит.
Таким был преподобный Амвросий Оптинский. Мы чтим с благодарностью его память за его духовный подвиг. Многих людей он отвратил от греха, многих утвердил в вере; если бы не было таких людей, как преподобный Амвросий в нашей русской жизни, в её истории, в её настоящем, то жизнь бы наша была гораздо более мрачной, потому что гораздо более далёкой она была бы от Бога».