25-го февраля прихожане нашего храма совершили паломничество в храм свт. Николая в Кузнецкой Слободе. Паломники помолились за воскресной Божественной Литургией. После Литургии гостей поприветствовал клирик храма и преподаватель ПСТГУ протоиерей Константин Стриевский. Он же провёл экскурсию по храму.
Храм свт. Николая в Кузнецкой слободе появляется вместе с самой слободой около 1490-го года. Поскольку это была не единственная слобода, где компактно проживали кузнецы, то за ней закрепилось название «Новокузнецкая слобода». Кузнечное дело процветало в Заречье (позже: Замоскворечье) вплоть до первой половины XVII в., пока в результате частых пожаров в преимущественно деревянной Москве оно не было запрещено. С этого момента в Москворецкой части Земляного города (находился в границах современного Садового кольца) начинают селиться купцы и знать, которая до этого компактно проживала в Белом городе (районы к северу от Кремля и Китай-города в границах современного Бульварного кольца). Тем не менее район долгое время сохранял название «(Ново)кузнецкая слобода» и дал название дошедшей до нашего времени улице Новокузнецкая.
Деревянный храм свт. Николая был заменён на каменный во второй половине XVII в. В XVIII-XIX вв. храм неоднократно перестраивался. В XVIII в. появляется сначала южный придел Сергия Радонежского, а затем и северный придел Василия Амасийского. В XIX в. северный предел был переосвящён в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы свт. Филаретом (Дроздовым). Тем не менее, почитание священномученика Василия сохраняется на приходе по сей день: в день его памяти богослужение совершается так же торжественно, как и на другие престольные праздники.
Храм относится к небольшому числу церквей Москвы (ок. 44), которые никогда не закрывались, даже в самые тяжёлые годы гонений в советское время. И подобно другим таким храмам он невольно стал сокровищницей святынь, которые поступали сюда на хранение после закрытия близлежащих храмов. Прежде всего достойна упоминания икона Параскевы-Пятницы, расположенная сейчас в северном приделе. Это икона из одноимённого храма, чьё название носит улица Пятницкая. Храм был разрушен в 1935 году и на его месте построена станция метро Новокузнецкая. На Руси издревле почитали великомученицу Параскеву Иконийскую покровительницей купечества. Пятницкая улица всегда была одной из двух ключевых магистральных улиц, ведущих к центру Москвы с юга. Поэтому, не смотря на ремесленный характер Заречья, здесь с самого начала так же селились купцы. В XVIII-XIX вв. она стала популярной для строительства здесь доходных домов.
Подробнее о храме свт. Николая в Кузнецах можно узнать перейдя по ссылке.
С 1951-го по 1984-й год настоятелем храма в Кузнецах был протоиерей Всеволод Шпиллер – один из самых выдающихся проповедников в послевоенной Москве.
Потомственный дворянин, белогвардеец, в 1920-м оказался в эмиграции в Болгарии. Там он познакомился с епископом Серафимом (Соболевым), управлявшим приходами Московского Патриархата в Болгарии. Пример святителя Серафима вдохновил будущего пастыря на служение Богу: он в течение года (1930-1931) проходит послушание в монастыре Иоанна Рыльского и затем оканчивает богословский факультет Софийского университета. Женится на Людмиле Сергеевне Исаковой (в прошлом — фрейлине российской императрицы). Рукоположенный своим духовным отцом, он становится клириком Болгарской Церкви. О. Всеволод активно принимает участие в обсуждении актуальных вопросов церковной жизни. Его приглашают в комиссию, которая впоследствии выработала проекты законов о положении Церкви в Болгарском государстве. О. Всеволод был также включён в делегацию Болгарской Православной Церкви для участия в проходившем в Москве всеправославном совещании 1948-го года. После 29 лет в эмиграции отец Всеволод находит в Москве своих родных – мать и сестру (Наталью, певица, народная артистка России). В 1950-м он переезжает в Москву.
Служение на приходе свт. Николая в Кузнецах он совмещал с работой в Отделе внешних церковных сношений. Регулярные командировки позволяли ему налаживать и поддерживать многочисленные межправославные и межконфессиональные контакты. На всю жизнь у него сохранились близкие отношения с Болгарским Патриархом Кириллом. Глубокое и единодушное переживание современных церковных проблем объединяло отца Всеволода с архиепископом Гермогеном (Голубевым), митрополитом Антонием (Блюмом), архиепископом Василием (Кривошеиным), отцом Иоанном Мейендорфом и многими другими.
С 1970 года о. Всеволод находится в постоянном общении с иеромонахом Павлом Троицким (в прошлом – насельником Данилова монастыря ещё до его закрытия в 1930-м), старцем и исповедником, который прошёл преследования, лагеря и ссылки.
В качестве пастыря о. Всеволод в равной степени притягивал к себе людей разных возрастов и званий. К нему особенно тянулась творческая интеллигенция и молодёжь. Среди молодых людей, которых вдохновил пример о. Всеволода, были и известные сегодня московские пастыри прот. Николай Кречетов, прот. Валентин Асмус и прот. Владимир Воробьёв. То, что сеял о. Всеволод, разродилось в его учениках и учениках учеников в широкую пастырскую и просветительскую деятельность. В частности, при приходе свт. Николая в Кузнецах возник первый в постсоветской России православный университет – Православный Свято-Тихоновский Университет.
К наиболее примечательным заслугам о. Всеволода относится возрождение в Москве Евхаристического благочестия. От дореволюционной России приходы Московского Патриархата унаследовали т.н. «синодальный» обычай причащаться только в течение многодневных постов, причастие по двунадесятым и великим праздником, особенно на Рождество и Пасху, было редким явлением. Подобно о. Иоанну Кронштадтскому, о. Всеволод настаивал на том, что Причастие является сердцевиной жизни христианина. Таким образом, выражаясь словами о. Николая Кречетова, «отец Всеволод зажег огонь евхаристической жизни по всей Москве».
Подробнее об о. Всеволоде можно узнать перейдя по ссылке.
Воспоминания об о. Всеволоде: о. Николая Кречетова, о. Валентина Асмуса и о. Владимира Воробьева.