На престольный праздник в день великомученицы Варвары, 17 декабря 2023 года, состоялась встреча прихожан нашего храма с настоятелем храма Александра Невского при МГИМО протоиереем Игорем Фоминым.
Встреча проходила в рамках проекта «ПроСмыслы» при содействии Комиссии по катехизации и поддержке внутренней миссии при епархиальном совете г. Москвы, которую возглавляет о. Игорь.
Встрече предшествовала праздничная Божественная Литургия, на которой о. Игорь сослужил по приглашению настоятеля храма епископа Павлово-Посадского Силуана.
Беседа была посвящена теме «Духовничество и духовное наставничество».
Председатель Комиссии по катехизации и внутренней миссии видит целью духовничества духовное рождение своих подопечных, исходя из самого понятия духовника как духовного отца: Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу. (1Кор 4.15-16).
Почётный гость прихода поделился собственным опытом общения с духовником и прозорливыми отцами Троице-Сергиевой Лавры, в частности о. Кириллом Павловым, рассказал о роли родительского благословения и участии своего духовного отца в выборе жизненного пути.
Личный опыт «непослушания» совету духовного отца стал иллюстрацией к теме, что значит «благословение духовника». Часто под «благословением» понимают «разрешение» или «приказ, поручение», в то время как «благословение» – это прославление Бога и просьба к Богу о том, чтобы предпринимаемое духовным чадом начинание послужило ему ко Спасению, вне зависимости от того, согласуется ли оно с советом духовника, или нет.
Далее о. Игорь описал 3 вида отношений пастыря и мирянина. Молодой или неопытный священник может принимать исповедь не сопровождая её возможно неуместными и навязчивыми советами. О. Игорь отметил традицию греческой церкви, согласно которой иерейское рукоположение не означает автоматического права священника принимать исповедь и произносить проповеди, каждый отдельный священник получает благословение правящего архиерея на духовничество и проповедь в зависимости от своих духовных дарований и способностей (ср. 1Кор 12).
Другой вид отношений пастыря и мирянина – духовное наставничество – предполагает наличие у пастыря житейского опыта и способности к сопереживанию. Например, многодетные священники способны давать по-житейски мудрые советы людям семейным. Говоря о сопереживании, о. Игорь отметил, что пастырь, духовный наставник, призван проживать жизнь своего духовного чада вместе с ним. Это не означает проживать жизнь за него, от духовного чада не требуется перекладывать ответственность за хозяйственные вопросы на плечи духовника. К духовнику можно обратиться за советом и по житейским вопросам, чтобы узнать третейское мнение, но ответственность за принятие решения остаётся за мирянином.
Третьим видом отношений между мирянином и священником является собственно духовничество. Духовник отличается от наставника тем, что он обладает не только житейской мудростью, но и духовным прозрением, и где-то прозорливостью. Духовник, через своё постоянство в молитве и верность Богу, имеет не только житейский опыт, но и духовный. Одновременно духовная мудрость является даром Божиим, её нельзя себе присвоить.
Основными критериями при поиске духовника, по мнению о. Игоря, является 1. отсутствие равнодушия к человеку рядом, который испытывает беду (любовь к ближнему), 2. любовь ко Христу, хождение и жизнь в Нём (любовь к Богу). Настоятель храма Александра Невского отмечает, что паломничества могут способствовать успешному поиску духовника. При этом он подчёркивает, что стоит себе выбирать наставника не слишком строгого, дабы нам не надломиться под тяжестью возлагаемых на нас бремён, но и не слишком мягкого, чтобы духовная жизнь не превратилась в духовный паралич. Вступление в отношения духовника и духовного чада не предполагает формального заключения соглашения, для этого достаточно регулярной открытой и бескомпромиссно-искренней исповеди у священника (откровение помыслов), которого мы видим своим духовником, обращение к нему за советом и молитвой в серьёзных обстоятельствах жизни.
После того, как гость поделился своими соображениями о духовном наставничестве и духовничестве, прихожане задавали вопросы: 1. Насколько оправдано для христианина обращение к психологам, 2. Можно ли менять духовника, и 3. Если в отношении духовника мы применяем аналогию отечества, можем ли мы последовательно сделать вывод, что конечной целью духовника является, помимо рождения и воспитания духовного чада, его подготовка к самостоятельной духовной жизни, к зрелости; обостряя вопрос, есть ли у прозорливых старцев действующие духовники.
1. Отвечая на первый вопрос, о. Игорь выразил скепсис по отношению к современной психологии. Однако гость оговорился, что современная психология не является сферой его компетенции. 2. Касательно смены духовника, о. Игорь допускает такую возможность, но настаивает, чтобы духовное чадо оповестило об этом предыдущего духовника. 3. Относительно третьего вопроса о. Игорь указал на то, что те старцы Троице-Сергиевой Лавры, которых он знал, продолжали исповедоваться своим духовникам. Однако, отметил почётный гость, действительно есть наблюдение, что после смерти предыдущего духовника попытки найти нового редко венчаются успехом.
Встреча с почётным гостем прошла в живой и непринуждённой обстановке, с чаем и вкусными пирогами. О. Игорь приводил много примеров из жизни, не редко анекдотичных. Прихожане выразили гостю самые тёплые слова благодарности и признательности за встречу. На встрече было отмечено, что приходы Александра Невского и Иоанна Воина являются побратимами. После беседы были сделаны общие и личные фото прихожан с гостем.
Видео-запись встречи будет опубликована в ближайшие дни. Следите за обновлениями на сайте!