Храм Иоанна Воина на Якиманке
  • О храме
    • История храма Иоанна Воина
      • Синодик
      • Персоналии
    • Святой храма
    • Святыни храма
    • Духовенство
  • Новости
  • Расписание богослужений
    • Службы в нашем храме
  • Жизнь прихода
    • Воскресная школа
    • Духовное просвещение и катехизация
    • Молодёжный клуб
    • Паломничества
    • Социальное служение
    • Фотографии
  • Вопросы-ответы
    • Таинства
    • С чего начать
  • Помощь храму
  • Контакты
  • О храме
    • История храма Иоанна Воина
      • Синодик
      • Персоналии
    • Святой храма
    • Святыни храма
    • Духовенство
  • Новости
  • Расписание богослужений
    • Службы в нашем храме
  • Жизнь прихода
    • Воскресная школа
    • Духовное просвещение и катехизация
    • Молодёжный клуб
    • Паломничества
    • Социальное служение
    • Фотографии
  • Вопросы-ответы
    • Таинства
    • С чего начать
  • Помощь храму
  • Контакты

Новости

Прихожане нашего храма совершили паломничество в храм Рождества Богородицы в Старом Симонове

05.10.2023 Паломничества, Фотографии
IMG_0473

1 октября 2023 г. прихожане нашего храма совершили паломничество в храм Рождества Богородицы в Старом Симонове.

Паломники из храма Иоанна Воина помолились за Божественной Литургией, которую возглавил иерей Евгений Ильницкий. После завершения Литургии паломники приложились к надгробию прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби. О. Евгений поприветствовал паломников и провёл для них экскурсию по храму. По завершении экскурсии прихожане храма Иоанна Воина поблагодарили о. Евгения и обменялись воспоминаниями о его служении в нашем храме в качестве алтарника.


Появление храма Рождества Богородицы в Старом Симонове напрямую связано с возникновением Симонова монастыря. Основатель монастыря прп. Феодор, племянник прп. Сергия Радонежского, решил заручиться поддержкой своего дяди и пригласил его выбрать место для строительства храма новой обители. Прп. Сергий откликнулся на приглашение и принял участие в осмотре местности и выборе места для храма и других построек новосозидаемого общежительного монастыря. В 1370 г. Феодор с братией на выбранном месте ставит деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1509 г. деревянную церковь разбирают и на её месте строят каменный храм в форме четверика, который сохранился до наших дней. В XVIII и XIX вв. к нему пристраивают трапезную часть.

По преданию, земли для строительства обители пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин, принявший иночество с именем Симон, от чего и произошло название монастыря.

Подвижничество прп. Феодора не осталось безызвестным для верующих людей, и они стали стекаться к нему за пастырским советом и духовным утешением. Очень скоро он стал тяготиться своей славой и в поисках уединения, в тайне от своих сподвижников, удалился в чащу за овраг, где поставил себе келью. Через некоторое время его ученики смогли отыскать его, и, испросив его благословения, поселились рядом с ним на новом месте.

Ново-Симоновская обитель стала быстро разрастаться, и к XVI в. превратилась в крупневший центр духовной жизни в Москве. В XVI-XVII вв., благодаря своим крепостным стенам, обитель выполняла функцию оборонительного форпоста Москвы, наряду с Новоспасским, Даниловым, Донским и Ново-Девичьим монастырями.

На фоне роста монастыря в Новом Симонове, обитель в Старом Симонове фактически стала скитом и усыпальницей для братии Симонова монастыря (у стен ещё деревянного храма Рождества Богородицы нашли своё упокоение тела легендарных прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби). Она сохраняла такой статус вплоть до XVII-XVIII вв., когда скит был упразднён, а храм Рождества Богородицы передан приходской общине. В 1926 г. приход был закрыт богоборческой властью. Храм был возвращён Церкви в 1989 г. И с этого же года в нём вновь совершаются богослужения.


По своему влиянию на духовную, общественную и интеллектуальную жизнь Московской Руси Симонов монастырь уступал разве только Троице-Сергиевой Лавре. Симонов монастырь тесно связан с таким явлением как «Северная Фиваида» (или «Русская Фиваида»: по аналогии к южной, Египетской Фиваиде, где в IV в. процветало отшельничество). На рубеже XIV-XV вв. преимущественно на север от Москвы возникает ряд обителей и монастырей, которые были основаны отшельниками-учениками Сергия Радонежского. Сам прп. Сергий называл Симонов монастырь «отраслью» Троице-Сергиевой Лавры. Из Симонова монастыря вышли прпп. Кирилл и Ферапонт – основатели двух жемчужин Русского Севера – Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастыря (известного на весь мир своими Дионисиевскими фресками).

Движение отшельников на Север привело к колонизации-освоению Русского Севера. Именно неблагоприятные, суровые, по обывательским меркам, условия жизни привлекали отшельников. Но там, где они останавливались, неизбежно возникали монастыри, и, соответственно, инфраструктура: производство соли, пушнины, рыбная ловля, строительство и другие ремёсла. Таким образом «Северная Фиваида» – это не только духовное, но и культурно-цивилизационное явление. Похожая история возникновения и у ряда средневековых городов Западной Европы, чему свидетельство названия таких городов как Monaco и München (по итал. также: Monaco – монах).

С Симоновым монастырём связаны также судьбы свт. Ионы и Иова Московских. Со святительского служения митр. Ионы (1448-1461) отсчитывает своё начало фактическая автокефалия (независимость от Константинополя) Московской Церкви. А свт. Иов стал первым патриархом Московским (1589-1605).

В XVI в. в стенах Симонова монастыря подвизались инок Вассиан Патрикиев (яркий публицист княжеского происхождения, один из лидеров течения нестяжателей; см. «спор иосифлян и нестяжателей»; течение иосифлян тогда возглавлял митрополит Московский Даниил) и прп. Максим Грек (1475-1556). «Он (Максим Грек) привлёк к себе любознательных людей из московской знати, которые приходили к нему побеседовать и поспорить «о книгах и цареградских обычаях», так что Максимова келья в подмосковном Симоновом монастыре стала похожа на учёный клуб» (Василий Ключевский. Курс русской истории). Прп. Максим обличал «стяжателей», их чрезмерную поддержку светских властей, «доение» крестьян и ростовщичество в церкви, начисление процентов на проценты. Он не поддерживал намерения Василия III (по его приглашению Максим в 1518 г. приехал с Афона в Москву) развестись со своей женой. Когда Иван Грозный на пути в Кирилло-Белозерский монастырь заехал в Троице-Сергиеву Лавру навестить узника, Максим порекомендовал царю не только ездить на богомолье за души погибших при взятии Казани, но и позаботиться о семьях павших в бою. Его пророческое служение привело к 3-м десятилетиям заточений и ссылок. Патриархи Иерусалима, Антиохии и Константинополя ходатайствовали об освобождении Максима. Москва не шла на переговоры, опасаясь, что прп. Максим может изобличить московские нравы. Он умирает в день памяти своего небесного покровителя – прп. Максима Исповедника. Максим Грек был прославлен в лике святых на Поместном Соборе Московского Патриархата по случаю 1000-летая Крещения Руси в 1988 г.

Таким образом Симонов монастырь был для дореволюционной России одновременно и духовным центром и центром притяжения для интеллектуальных элит, и своего рода – кузницей церковных кадров.

IMG_0473
IMG_0474
IMG_0475
IMG_0476
IMG_0477
IMG_0478
IMG_0479
IMG_0480
IMG_0481
IMG_0482
IMG_0483
IMG_0484
фотогалерея храм Иоанна Воина ЦАО Якиманка

Оставьте свой комментарий Отменить

(не будет отображаться)

Облако меток

Благочиние ставропигиальных приходов и Патриарших подворий вне города Москвы (22) Великий пост (165) Вербная ярмарка (8) Вербное воскресение (12) Викариатство Новых территорий г. Москвы (113) Воскресная школа (74) Духовное просвещение и катехизация (52) Епископ Павлово-Посадский Силуан (603) Молодёжный клуб (49) Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (57) Пасха 2022 (12) Пасха 2023 (52) Пасха 2024 (45) Пасха 2025 (42) Петров пост (44) Предрождественская ярмарка (12) Престольный праздник (41) Рождественский пост (87) Рождество Христово (54) Святая Варвара (13) Святитель Димитрий Ростовский (9) Страстная седмица (23) Театр-студия «СОВА» (45) Успенский пост (28) ЦАО (280) Юго-Восточное викариатство г. Москвы (28) Якиманка (756) аудио (3) беженцы (27) видео (204) история (33) пожертвовать (42) помощь (51) фотогалерея (320) храм Иоанна Воина (781)

Сегодня




Темы

  • Воскресная школа
  • Духовное просвещение и катехизация
  • Молодёжный клуб
  • Новости
  • Объявления
  • Паломничества
  • Персоналии
  • Синодик
  • Службы в нашем храме
  • Социальное служение
  • Фотографии

Архивы

Расписание богослужений

Расписание богослужений
  • Новости
  • Расписание богослужений
  • Помощь храму
  • Контакты
  • Поиск по сайту

Москва, ул. Большая Якиманка, 46, стр. 1      +7 499 238-20-56, +7 499 238-35-11      2383511@mail.ru
© 2021-2025 Храм Иоанна Воина на Якиманке. Все права защищены. | Сделано с Екатериной Тишиной

to top button