1 октября 2023 г. прихожане нашего храма совершили паломничество в храм Рождества Богородицы в Старом Симонове.
Паломники из храма Иоанна Воина помолились за Божественной Литургией, которую возглавил иерей Евгений Ильницкий. После завершения Литургии паломники приложились к надгробию прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби. О. Евгений поприветствовал паломников и провёл для них экскурсию по храму. По завершении экскурсии прихожане храма Иоанна Воина поблагодарили о. Евгения и обменялись воспоминаниями о его служении в нашем храме в качестве алтарника.
Появление храма Рождества Богородицы в Старом Симонове напрямую связано с возникновением Симонова монастыря. Основатель монастыря прп. Феодор, племянник прп. Сергия Радонежского, решил заручиться поддержкой своего дяди и пригласил его выбрать место для строительства храма новой обители. Прп. Сергий откликнулся на приглашение и принял участие в осмотре местности и выборе места для храма и других построек новосозидаемого общежительного монастыря. В 1370 г. Феодор с братией на выбранном месте ставит деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1509 г. деревянную церковь разбирают и на её месте строят каменный храм в форме четверика, который сохранился до наших дней. В XVIII и XIX вв. к нему пристраивают трапезную часть.
По преданию, земли для строительства обители пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин, принявший иночество с именем Симон, от чего и произошло название монастыря.
Подвижничество прп. Феодора не осталось безызвестным для верующих людей, и они стали стекаться к нему за пастырским советом и духовным утешением. Очень скоро он стал тяготиться своей славой и в поисках уединения, в тайне от своих сподвижников, удалился в чащу за овраг, где поставил себе келью. Через некоторое время его ученики смогли отыскать его, и, испросив его благословения, поселились рядом с ним на новом месте.
Ново-Симоновская обитель стала быстро разрастаться, и к XVI в. превратилась в крупневший центр духовной жизни в Москве. В XVI-XVII вв., благодаря своим крепостным стенам, обитель выполняла функцию оборонительного форпоста Москвы, наряду с Новоспасским, Даниловым, Донским и Ново-Девичьим монастырями.
На фоне роста монастыря в Новом Симонове, обитель в Старом Симонове фактически стала скитом и усыпальницей для братии Симонова монастыря (у стен ещё деревянного храма Рождества Богородицы нашли своё упокоение тела легендарных прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби). Она сохраняла такой статус вплоть до XVII-XVIII вв., когда скит был упразднён, а храм Рождества Богородицы передан приходской общине. В 1926 г. приход был закрыт богоборческой властью. Храм был возвращён Церкви в 1989 г. И с этого же года в нём вновь совершаются богослужения.
По своему влиянию на духовную, общественную и интеллектуальную жизнь Московской Руси Симонов монастырь уступал разве только Троице-Сергиевой Лавре. Симонов монастырь тесно связан с таким явлением как «Северная Фиваида» (или «Русская Фиваида»: по аналогии к южной, Египетской Фиваиде, где в IV в. процветало отшельничество). На рубеже XIV-XV вв. преимущественно на север от Москвы возникает ряд обителей и монастырей, которые были основаны отшельниками-учениками Сергия Радонежского. Сам прп. Сергий называл Симонов монастырь «отраслью» Троице-Сергиевой Лавры. Из Симонова монастыря вышли прпп. Кирилл и Ферапонт – основатели двух жемчужин Русского Севера – Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастыря (известного на весь мир своими Дионисиевскими фресками).
Движение отшельников на Север привело к колонизации-освоению Русского Севера. Именно неблагоприятные, суровые, по обывательским меркам, условия жизни привлекали отшельников. Но там, где они останавливались, неизбежно возникали монастыри, и, соответственно, инфраструктура: производство соли, пушнины, рыбная ловля, строительство и другие ремёсла. Таким образом «Северная Фиваида» – это не только духовное, но и культурно-цивилизационное явление. Похожая история возникновения и у ряда средневековых городов Западной Европы, чему свидетельство названия таких городов как Monaco и München (по итал. также: Monaco – монах).
С Симоновым монастырём связаны также судьбы свт. Ионы и Иова Московских. Со святительского служения митр. Ионы (1448-1461) отсчитывает своё начало фактическая автокефалия (независимость от Константинополя) Московской Церкви. А свт. Иов стал первым патриархом Московским (1589-1605).
В XVI в. в стенах Симонова монастыря подвизались инок Вассиан Патрикиев (яркий публицист княжеского происхождения, один из лидеров течения нестяжателей; см. «спор иосифлян и нестяжателей»; течение иосифлян тогда возглавлял митрополит Московский Даниил) и прп. Максим Грек (1475-1556). «Он (Максим Грек) привлёк к себе любознательных людей из московской знати, которые приходили к нему побеседовать и поспорить «о книгах и цареградских обычаях», так что Максимова келья в подмосковном Симоновом монастыре стала похожа на учёный клуб» (Василий Ключевский. Курс русской истории). Прп. Максим обличал «стяжателей», их чрезмерную поддержку светских властей, «доение» крестьян и ростовщичество в церкви, начисление процентов на проценты. Он не поддерживал намерения Василия III (по его приглашению Максим в 1518 г. приехал с Афона в Москву) развестись со своей женой. Когда Иван Грозный на пути в Кирилло-Белозерский монастырь заехал в Троице-Сергиеву Лавру навестить узника, Максим порекомендовал царю не только ездить на богомолье за души погибших при взятии Казани, но и позаботиться о семьях павших в бою. Его пророческое служение привело к 3-м десятилетиям заточений и ссылок. Патриархи Иерусалима, Антиохии и Константинополя ходатайствовали об освобождении Максима. Москва не шла на переговоры, опасаясь, что прп. Максим может изобличить московские нравы. Он умирает в день памяти своего небесного покровителя – прп. Максима Исповедника. Максим Грек был прославлен в лике святых на Поместном Соборе Московского Патриархата по случаю 1000-летая Крещения Руси в 1988 г.
Таким образом Симонов монастырь был для дореволюционной России одновременно и духовным центром и центром притяжения для интеллектуальных элит, и своего рода – кузницей церковных кадров.