Слово епископа Павлово-Посадского Силуана в храме Иоанна Воина на начало Успенского поста
«Сердечно поздравляю вас, дорогие отцы, братья и сёстры, с праздником Изнесения древ Честнаго и Животворящего Креста Господня, а также с началом Успенского поста, которое полагается этим праздником. Церковное предание говорит о многих поводах установления нынешнего праздника.
Говорится, что в глубокой древности, ещё в Константинополе, был обычай износить в эти дни Крест Господень, Который хранился в Константинополе, на стогны великого града для предупреждения моровых поветрий. Говорится и о том, что в XII веке одновременно и император византийский Мануил, и русский великий князь Андрей Боголюбский силою Креста Господня одолели своих врагов. Говорится и о том, что именно 1-го августа по Юлианскому календарю была крещена Русь; первое общенародное крещение в Киеве было совершено в этот день.
Но мне думается, при том, что, безусловно, все эти исторические события имели своё значение для установления нынешнего праздника, его ближайшее к нам значение заключается именно в том, что с него начинается Успенский пост.
Как известно, Успенский пост во многом вторит посту Великому. И как Великий пост готовит нас к Пасхе Господней, так Успенский пост готовит нас к Пасхе Богородичной – так иногда именуют Успение Пресвятой Богородицы. И как Великим постом в Крестопоклонную неделю износится Животворящее Древо Креста Господня и полагается посреди храма для духовного созерцания и укрепления нас на спасительном поприще воздержания и молитвы, так и в начале Успенского поста износится Крест для нашего с вами укрепления. Но поскольку пост этот очень короткий, то изнесением Древа Креста Господня он и начинается.
Будем стараться проводить дни Успенского поста так, чтобы встретить праздник Богородицы подготовленными, с очищенным сердцем, с мыслями, обращёнными к небу. Именно в этом смысл любого поста.
Пост есть соборное дело. Когда все вместе собираются для какого-либо дела, то его совершать легче. А тем более, когда мы собираемся все вместе для дела Божиего, тогда и Господь посреди нас! И если мы не будем малодушествовать, то Господь укрепит нас на то, чтобы пост этот провести достойно, и получить от него уже не телесный, а духовный плод.
Вот так воздержание телесное преображается в приращение духовное, если мы совершаем его духовно, то есть, ради Бога и вместе с молитвой, обращённой к Богу.
Хочу напомнить мысль древних подвижников, которые уподобляют молитву и пост птице. У птицы два крыла; пост и молитва – это крылья, которые дополняют друг друга. А преподобный Марк Подвижник уподобляет пост возделыванию земли. Земля возделывается для того, чтобы потом на ней вырос плод, от которого можно было бы утолить свой голод. Так вот, возделывание земли, освобождение её от камней, от сорняков преподобный Марк уподобляет телесному воздержанию.
Но если ограничиться только этим, только освободить землю от всего лишнего, она ничего не принесёт. Для того, чтобы она плодоносила, нужно посеять на ней здоровое семя, полезное. Это семя является образом молитвы. Как добрый земледелец не сеет в тернии, но возделывает и удобряет землю, а потом только сеет, так и постящийся православный христианин должен, с одной стороны, обуздывать страсти, которые гнездятся в наших сердцах, телесным воздержанием, а также воздержанием от всего суетного. И восполнять это воздержание словом, обращённым к Богу, то есть – молитвой.
Это и будет добрый пост, который обязательно принесёт каждому добрый плод в меру его трудов и сил. Призываю на всех вас в эти постные дни благословение Божие».