Слово епископа Павлово-Посадского Силуана в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в храме Иоанна Воина
«Дорогие отцы, братья и сёстры! Сердечно поздравляю вас с воскресным днём! Сегодня, во время Божественной Литургии, как обычно внимая словам Божественного Писания, мы слышали призыв Господа:
«Ищите же прежде Царства Небесного, и остальное все приложится вам» (Мф.6:33).
Для того, чтобы ответить на этот призыв, нужно понимать, что значит «Царство Божие», и что значит его искать. Царство Божие – это великая тайна. В своей полноте оно ожидает нас в будущем веке, когда Бог, по слову Писания, станет «все во всем» (1Кор. 15:28). Но в таком случае значит ли искание Царства Божиего лишь надежду на него в будущем?
Однако, Господь говорит и иные слова: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Оно не только нас ждёт, Оно уже – здесь и сейчас – пребывает в нас. Да, по слову святых отцов, пока ещё в нераскрытом до конца виде, как некое семя будущего блаженства. Но если его в нас нет сейчас, то и раскрыться будет нечему. Значит, и в будущем веке мы Его не наследуем.
Семя Царства Божиего всевается в душу человеческую в таинстве Крещения, и задача христианина на всю его жизнь на земле – сделать всё для того, чтобы это семя раскрылось. Это происходит тогда, когда, по слову Симеона Нового Богослова, Бог начинает царствовать над нами в нас самих.
Подлинное Царство Бога – это царство Его правды, выраженное в Его заповедях. Это – царство Его любви, которая себя забывает, потому что отвергается себя; которая берёт свой крест и идёт за своим божественным Учителем, которая покрывает не только немощи ближних, не только тяготы их носит, но простирается и на врагов. Царство Божие в нас – это царство мира; такого мира, который мы не позволяем у себя отнять ни греховным помыслам, несущим в нашу душу смущение, ни страстям, которые являются свидетельством действующей в человеке духовной смерти. Царство Божие – это и царство радости; той радости, которую, по слову Господа, уже никто и ничто не в силах отнять у нас (Ин. 16:22). Если мы эту радость о Господе теряем, это верный признак того, что Господь ещё не воцарился над нами, в нашем сердце и уме. Вот этого царствования и нужно искать, более всего остального.
Как же мы его ищем? Мы ищем его покаянием, когда видим, что не хватает нам мужества следовать за Господом путём его правды, когда мы погрешаем, против Бога или ближних. И чем глубже, искреннее, сердечнее это покаяние, тем плодотворнее такое искание Царства Божиего.
«Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное (Мф. 3:2)»,
– говорит Господь в начале своей земной проповеди, увязывая тем самым покаяние и Своё воцарение в нашем сердце. Вот это первое и самое главное средство – утвердить Царство Божие в нас.
Наряду с этим – молитва. Нет другого имени под небом, говорит апостол Петр о имени Господа Иисуса, каким подобает нам спастись (Деян. 4:12). Спастись и от вечной смерти, и от царства диавола в этом мире, и от торжества тления в нашей душе, и от заблуждения нашего ума. Имя Божие – крепкая башня, говорит древний пророк, убегает в неё человек – и бывает безопасен (Притч. 18:10). Поэтому усердие в молитве – это второе средство, наряду с покаянием, которое водворяет нас в Царство Божие. И эта молитва должна быть не от случая к случаю. Молитесь непрестанно, призывает нас другой апостол – Павел (1Фес. 5:17). В идеале, вся деятельность нашего ума и сердца должна стать молитвой. Это и есть – блаженное состояние будущего века. Потому что молитва есть всецелая обращённость к Богу. И эта обращённость должна осуществляться нами ещё в рамках земной жизни для того, чтобы она перешла и в вечность и там стала беструдной. Чтобы там наслаждаться полнотой общения с Богом, нужно здесь потрудиться. Здесь молитва – это труд, а, нередко, и скорбь, и даже боль… Но эта боль – животворящая, это – муки рождения в нас новой жизни, жизни вечной, жизни богоподобия.
И, конечно, Царство Божие, утверждается в нас трудами. Но такими трудами, которые совершаются во славу Божию. Это и труды нашего сердца, когда мы терпим, прощаем, смиряемся, проявляем мужество и стойкость в испытаниях. Это и труды нашего ума, когда мы противоборствуем молитвой и трезвением всякому гнусному, греховному помыслу, которые пытаются посеять вражду между нами и Богом, между нами и ближними, которые пытаются внести в нас некое скептическое умонастроение, приводящее к унынию нашей души и к расслабленности. Это и труды наших рук, потому что вера без дел мертва (Иак. 2:17). И вера наша должна освящать не только деятельность души, но и деятельность тела. И в земной, зримой, вещественной жизни, делами своих рук должны мы являть свою веру. И таким образом утверждать Царство Божие на земле – в самих себе! Если там оно будет, то и вокруг нас оно будет.
Вот что значит – искать Царства Божиего, и вот как оно утверждается. И это дело каждого дня! Это – дело сегодняшнего дня, которое нельзя откладывать на завтра. Здесь и сейчас должны мы искать Царствия Божиего! И всеми силами утверждать Его в своей душе, а через нее – и вокруг себя, благотворно влияя таким образом на наших ближних и на всё наше окружение».
Видео слова епископа Силуана >>>
Божественная Литургия в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в храме Иоанна Воина >>>