7-го апреля православные христиане отмечают двунадесятый праздник – Благовещение Пресвятой Богородицы. В ближайшее к этой дате воскресенье , 9-го апреля, на встрече молодëжного клуба «IAKIMANKA» в рубрике Культпросвет было сделано краткое сообщение о нескольких художественных изображениях этого евангельского сюжета.
«Этот праздник не раз находил отражение в объектах искусства, например, в стихотворении прославленного символиста Валерия Брюсова, но сегодня хотелось бы обратить внимание на художественные объекты, которые, при их создании, предназначались для размещения в храмах и монастырях – иконы и фрески.
Для начала хотелось бы рассмотреть византийскую икону, датируемую началом-серединой XIV века, которая ныне находится в ГМИИ им. Пушкина.
Собой она представляет переплетение блистательного византийского классицизма (Палеологовского Ренессанса) и византийского исихазма, под воздействием которого церковные изображения становились более проникновенными. На данной иконе Деву Марию изображают с кубком в левой руке и свободной правой, которой она показывает архангелу Гавриилу свое принятие Промысла Божьего. Бывают и иные положения рук Богородицы, приносящие каждой фреске или иконе свою уникальность.
Представители эпохи кватроченто не раз обращались к сюжету из Евангелия от Луки. Фра Беато Анджелико написал две работы под названием «Благовещение» — фреску в монастыре Сан-Марко и картину для церкви вблизи Флоренции. Хоть их сюжет и основные элементы схожи, есть много принципиально отличающихся моментов.
Фреска была написана специально для монастыря, и поэтому она выглядит намного более аскетичной, нежели картина, лишена каноничных атрибутов (книги Марии, например). Также художник создаёт эффект схожести архитектуры монастыря с изображением комнаты Марии, чтобы монахи Сан-Марко могли лучше прочувствовать приход архангела Гавриила с благой вестью.
Рекомендуется смотреть работу не по репродукции, а в контексте самого монастыря, потому что в противном случае она становится неоднозначной с точки зрения пространства.
Подразумевается, что зритель видит фреску немного снизу, что искажает подчеркнуто двухмерное пространство в левой части и наоборот намеки на линейную перспективу в правой части, которые сразу бросаются в глаза при просмотре «прямо». При правильном наклоне несоразмерность фигур Марии и Архангела по отношению к зданию тоже не кажется такой кричащей, хотя зритель понимает, что если Мария встанет, то, вероятно, ударится головой об потолок. Характер написания нимбов отбрасывает нас к XIV веку, позволяя думать, что Фра Анджелико специально немного состаривает фреску. Примечательно, что Мария и архангел Гавриил достаточно похожи и сильно идеализированы, что делает их немного обезличенными, позволяя сконцентрироваться на самом сюжете, а не фигурах.
Вторая картина на эту тему имеет более светский характер, хоть и написана для церкви.
В левом углу простой пейзаж с забором заменен на сцену изгнания Адама и Евы из рая. Фра Беато Анджелико тщательно выписывает фрукты, цветы и деревья рая, отчасти перетягивая внимание смотрящего с Марии. Божий свет, возникающий над Адамом и Евой, символизирует саму Благую Весть. Задача этой картины не просто показать момент из Евангелия, а соединить в понимании человека, что с одной стороны мужчина и женщина, совершившие грехопадение, а с другой Мария и Христос, открывшие дорогу к спасению. Весьма примечательна также пределла*, на которой изображены события жизни Богородицы».
* – Пределла (итальянск. predella) – в католических, преимущественно средневековых, церквах — продолговатая невысокая надставка над задним краем престола во всю его длину.
Благовещение Пресвятой Богородицы в храме Иоанна Воина на Якиманке >>>