Дорогие отцы, братья и сёстры! Поздравляю вас с воскресным днём, с наступившим Новым годом и с преддверием Рождества Христова, перед которым мы и совершаем память святых отец, то есть всех тех, кто жил до пришествия в мир Спасителя и был вписан в Его родословную.
Именно поэтому мы сегодня за богослужением читали отрывок из Евангелия от Матфея (Мф. 1:1-25), в котором приводится длинный перечень имён. Это – имена родственников Христа по плоти, Его предки. И возникает мысль в связи с этим, казалось бы, неинформативным чтением, что один человек в родословии сообщает всему роду особую славу.
Обычно это касается предков: люди хвалятся своими предками, своим происхождением. Но в данном случае предки были бы забыты историей, если бы не Потомок – Тот, Кто произошёл из их племени по плоти. Слава этого рода – это слава явившегося в мир Богочеловека. Это – во-первых.
А во-вторых, удивительно, как Господь не гнушается никаким человеком. В Его родословной есть и праведники, такие как Авраам, Сарра, Иаков, царь Давид, Иосиф–Обручник. Но есть и грешники, которые были идолопоклонниками, увлекали народ свой к заблуждениям и ввергали его в пучину бедствий.
Так вот – есть и те, и другие. И они – в родословии Спасителя. Господь Своей Божественной силой препобеждает всякое человеческое несовершенство.
Да! Человеческий род готовился к этому великому событию, к встрече со своим Творцом. Но эта подготовка не является каким-то непременным условием для пришествия в мир Бога – Ему не нужны никакие условия. Он – Бог! Он может всё! Он может из камней соделать сынов Авраама, то есть сынов веры. Он может из блудниц и мытарей совершать апостолов и святых. Поэтому подготовка человеческого рода нужна была не Богу, а самому человеческому роду, чтобы явить своё произволение, чтобы засвидетельствовать пред Небом своё желание в это Небо войти.
И вот, в ответ на это желание, Господь и приходит с Небес на землю, чтобы землю сделать Небом. И Он создаёт на земле это Небо в лице Святой Своей Церкви. И хотя по видимости всё, что нас в Церкви окружает, является плодом человеческих рук, самое главное – то, чего не видят наши глаза, но что видит наше сердце – присутствие в Церкви самого Бога и Его святых.
Церковь – это семья Христова, где все мы – братья и сёстры, не только формально, но и по существу: в вере и по факту причащения Святых Тела и Крови Спасителя.
Мы вступаем в наиболее строгие дни Рождественского поста, и эта строгость не для того, чтобы нас помучить, а для того, чтобы мы использовали эти последние перед великим праздником дни, чтобы лучше приготовить себя ко встрече с Господом. Господь всегда с нами, но Его пребывание с нами обновляется в дни великих церковных праздников. Мы в эти дни особым образом, с особой глубиной переживаем это присутствие Бога в нашей жизни, как-бы новую с Ним встречу. И чем мы лучше подготовимся, менее щадя свою плоть, тем эта встреча будет для нас более явной, более ощутимой и более плодотворной. Так что плоды этой встречи отразятся благословением Божиим и в духовной, нашей жизни, и в земной.
Ибо Господь сотворил нас двоякими, имеющими душу и тело. И, сотворив нас такими, печется и о том, и о другом. Важно только, чтобы мы сами расставляли правильно акценты. Всё-таки внутреннее, духовное, то, что роднит нас с Небом, на первом месте, а телесное, то есть то, что роднит нас с животными и с неживой природой, на втором месте. Это тоже важно. Но всё-таки оно должно быть на втором месте. Для этого и пост установлен, чтобы мы всё поставили на свои места. И тогда Господь вот в это гармоничное и устроенное наше существо войдёт Своею благодатью. И мы такую испытаем радость, что будем благодарить и за пост, и за скорби, и за труды, потому что те дары, которые даёт нам Господь, превосходят всё, что имеет этот мир.