«Поздравляю всех вас, дорогие отцы, братья и сёстры, с малым храмовым праздником сего святаго храма – памятью святой великомученицы Варвары.
Только что мы слышали с вами прокимен, которым предваряется чтение Евангелия на полиелее. Этот прокимен возглашается всякий раз, когда совершается память святых мучеников:
«Дивен Бог во святых Своих!» (Пс. 67:36).
Дивен, то есть, удивителен.
Сама идея, заключённая в понятии Бога, во всех народах и во всех религиях выражает примерно одно и то же – то, о чём помнит человеческая душа, даже тогда, когда ум извращает эту память, когда даже он от неё отказывается. Душа человеческая помнит о своём Творце, о том, что Бог существует; она Его, в большей или меньшей степени, чувствует.
А вот ум, выразитель нашего гордого духа, не редко выстраивает своё отношение к Богу в противоречии с чувством души. Отсюда происходит трагический раскол в человеческом естестве; во внутреннем человеке, прежде всего, который не находит в себе покоя, и найти не может. Ибо, покой человека – это, в первую очередь, гармония внутренняя, и причем такая гармония, которая утверждена в Боге.
Так вот, душа человеческая в Боге ищет и признаёт, прежде всего, всемогущество, величие. Бог сильнее всего. Ибо Он – Творец мира и его Вседержитель.
Во-вторых, в Боге душа чувствует высшего Судию, и поэтому трепещет Его правды; ищет в Нём и управление этим миром, то есть Он – Промыслитель, так что мир не просто сотворён Богом, но и направляется Им, Его премудростью, к определённой цели.
Но все эти идеи могут исповедоваться даже тогда, когда нет живого общения с Богом. Они требуются самой логикой. Уж если мы говорим о Боге, то всё, что я сказал выше, подразумевается само собой. Это и есть содержание понятие Бога.
Но что нам это понятие, если оно не касается сердца?! И бесы признают, что Бог есть, и признают все эти Его свойства, и даже трепещут… И остаются бесами!
Живая вера не просто признаёт очевидные истины Божественного бытия. Она, вступая в общение с Творцом, переживает это общение самым глубоким образом. И что же открывается в этом общении? Не только то, что Бог страшен, но быть может, прежде всего и более всего, что Он удивителен, что такого как Он другого существа – нет. И нет не только обладающего такой силой, могуществом, правдой, но и красотой, и благородством, с которым Бог действует в человеческом мире, не используя без нужды Своей силы, не принуждая нас неопровержимыми доказательствами или, даже, насилием, к вере в Него и к жизни по этой вере, а, как бы, уравнивая нас с Собой, призывая нас идти путём не страха, а веры.
Разве не удивителен Бог, который, совлекшись Своего могущества, стал одним из нас, только для того, чтобы показать нам в Себе достойную Его жизнь?! Жизнь, которую Он ждёт от нас, которую Он нам дал, которая нам несёт полноту блаженства, и оправдания, и освящения, и спасения! И не удовлетворившись этим божественным, научением, ещё и предал Себя за наши грехи, во искупление нас от власти смерти и диавола. Разве не удивителен такой Бог?! Разве не преклонится перед Ним всякое сердце, которое способно к благодарности и к любви?! Конечно же, удивителен Бог! И достоин – и чести, и славы.
Но ещё более удивительно, что ту же самую Славу Бог являет и в подобным нам людях; уже не имеющих в себе божественной природы, как Сын Божий, Который был Богочеловек. А в обычных мужах и женах, которые так же во грехах, как и мы, родились, и жили в этом, лежащем во зле, мире. Жили в несовершенной, немощной и удобопоползновенной ко греху плоти, но при этом не стали рабами этой плоти, не стали данниками диавола. Но, будучи немощными сосудами, препобедили духов злобы, вовсе не имеющих плоти.
Воистину, в таких святых – дивен Бог! Потому, что они воинствовали и побеждали всю силу вражию не своею, а Его силой. Вот такую великую силу дал Бог человеку, что ничто на земле для него не страшно, если только он этой силою свыше облечён.
И не только мужчин это касается, которые представляют собой сильную половину человечества, но и немощнейших женщин. И та, которую мы сегодня чтим, – явное тому доказательство. И не она одна, а сотни, тысячи, десятки тысяч подобных ей, для которых не стали препятствием на пути к вечному блаженству ни немощь плоти, ни чувственная природа, ни физическая слабость, – ничто!
В евангельском чтении, которое сегодня мы читали в память о святой мученице, говорится о десяти девах, которые различаются на мудрых и безумных, или юродивых (Мф. 25:1-13 >>>). Но о какой мудрости и каком безумии здесь идёт речь? Очевидно, что это не врождённая мудрость или глупость. Это вообще не касается интеллекта или образованности; это о чём-то другом…
И те, и другие ждали Небесного жениха, но одни приготовились, как должно, а другие – нет. Иными словами, мудрыми женами здесь называются те, которые всегда готовы к встрече с Небесным женихом. Днём ли, ночью ли, сегодня ли, завтра – не важно. Мудрые жены, то есть мудрые души, не живут во времени, они живут в вечности. Для них нет вчера или завтра, они не подсчитывают своих заслуг, бывших прежде: как они молились, постились, а, значит, достойны быть в небесном чертоге; и не надеются на завтра, что завтра они сделают то, что не успели до этого. Они живут перед Богом каждое мгновение, будучи готовы Ему предстать именно сейчас и дать полный отчёт о своей жизни.
А это возможно тогда, когда человек живёт Богом, когда Бог и есть его жизнь. Не просто повод один раз в неделю вспомнить о вечном, о небе. А вся их жизнь!
Именно из этой жизни проистекает всё остальное их служение и ближним, и дальним И все их дела на земле проистекают из этого предстояния Богу. Поэтому и светильники их, под которыми Симеон Новый Богослов подразумевает благодать Святаго Духа, никогда не иссякают. Потому что в душе, пребывающей в стихии живой веры, в чувстве всегдашнего присутствия Бога, не иссякает Его святая благодать. Такая душа всегда готова ко встрече со своим Творцом.
А немудрые девы – это не те, в ком нет веры, нет добрых дел. Всё это есть, но во вторую очередь, а главным в их жизни являются они сами, их нужды земные, их потребности, их близкие. То есть вещи, в общем-то, важные, но о которых Господь заповедовал пещись во вторую очередь, когда Он говорил Своим ученикам:
«Ищите прежде Царствия Божия, и остальное всё приложится вам» (Мф. 6:33).
В немудрых девах мало доверия Богу. Вот в чём их немудрость – они думают, что они лучше сами о себе позаботятся. И поэтому оставляют для Бога то, что остаётся от их земных дел.
Но принимает ли Господь такую жертву, которая во вторую очередь? Бог, по слову Писания, ревнив. Вспомним, как принесли жертву два брата – Авель и Каин (Быт. 4:3-4). Авель принёс жертву от первородных стад и от тука их, то есть взял самое лучшее, ибо первородное, и, тем более, тук, то есть, жир первородного, считалось самой драгоценной жертвой. А о Каине сказано просто: «и Каин принёс жертву от плодов земли». Не сказано, чтобы он употребил усилия, взяв лучшее, и принёс бы от всего сердца. А принёс, как говорится, что под руку попало. Потому что главное в его жизни был не Бог, а вот эта самая земная жизнь со всеми её попечениями. И Бог такой жертвы не принял, ибо Ему не жертвы нужны, будь то от стад или от плодов земли.
Ему нужно наше сердце, а жертва свидетельствует о расположении этого сердца. Оно всё открыто для Бога, всё к Нему обращено, в Нём полагает весь смысл своей жизни, или в чём-то другом? Вот, когда в другом, тогда и угасает духовный елей наших сердец. Тогда мы, будучи христианами, приходя на службу, исповедуясь и причащаясь, тем не менее, не чувствуем в себе той благодатной силы, которая бы делала нас сильнее всех искушений и видимых, и невидимых.
Но это не потому, что Бог нас оставил, что Он нам не помогает. А потому, что мы сами не даём Ему нам помочь, ибо для того, чтобы Он помог нам, нужно, чтобы Он вошёл в наше сердце, стал в этом сердце «всё во всём». И тогда Его сила будет помогать нам и в духовном, и в телесном, и в видимом, и в невидимом.
Так жили наши предки. Из этой силы, силы веры, рождались их удивительные духовные подвиги.
Вот, так Бог и прославляется. И когда видят в человеке действие силы Божией, тогда все удивляются этому. Именно это, а не тысячи мудрых слов, привлекают окружающих людей к послушанию Богу.
Если хотим, чтобы ближние наши стали более верующими, более церковными людьми, чтобы твёрдо шли по пути спасения, нужно, чтобы и в нас прославлялся Бог, чтобы окружающие люди, глядя на нас, удивлялись, сколь велик Господь, Который совершает такие чудеса руками немощных людей, Который немощных людей укрепляет быть крепче скалы в преодолении всех искушений, укрепляет души их в непоколебимом терпении и мире, осеняет неиждиваемой радостью, а, более всего, силой любви, которая покрывает и друзей, и врагов, и ближних, и дальних».
Слово епископа Павлово-Посадского Силуана в день памяти великомученицы Варвары на евангельское чтение (Мф. 25:1-13) на всенощном бдении 16-го декабря 2022 года в храме святого мученика Иоанна Воина, что на Якиманке в Москве.