«Сердечно поздравляю всех вас, дорогие отцы, братья и сёстры, с престольным праздником сего святого храма, и передаю благословение и поздравление предстоятеля Русской Православной Церкви и Московской епархии, Святейшего Патриарха Кирилла.
В этот день мы чтим одну из святынь православного мира, которая была явлена на святой горе Афон, в том месте, которое именуется уделом Пресвятой Богородицы, во-первых, по преизбытку святынь, связанных и с Её Пречистым Именем, и с угодниками Божиими, а, во-вторых, потому что это особое место, где не только прославляется Имя Пресвятой Богородицы устами, молитвами перед Её святынями, но и делами – жизнью монахов.
Это особая, монашеская страна, где своё жительство о Господе проводят честные иноки, куда, по этой причине, и по благословению Пресвятой Богородицы, даже запрещён вход женщинам. Но не по пренебрежению к женскому полу, а ради соблюдения особой чистоты этого места, чтобы возбранить искушение удобопоползновенному на грех естеству человеческому. И так уже продолжается более тысячи лет.
Когда вступаешь на эту землю, вдыхаешь её воздуха, тогда чувствуешь не только аромат южной растительности, но и аромат молитв святых, аромат их духовных подвигов, которыми эта земля освящалась на протяжении столетий.
Я, лично, не знаю другого такого места, где бы так явственно чувствовалось присутствие Бога и Его Пречистой Матери. Конечно, Святая Земля ещё есть. Но в отличие от Святой Горы всё-таки Святая Земля густо заселена людьми не только разных национальностей и разных исповеданий. очень часто друг ко другу враждебно настроенных. На Святой Земле живёт масса несвятых людей, не просто несвятых, но даже и не помышляющих ни о какой святости, не особо-то и верующих. И такое же, и ещё большее обилие туристов, которые эту землю посещают, но часто без пользы для себя.
Святую Гору тоже посещают многие люди, в том числе и из праздного любопытства, но всё-таки она меняет всякого, кто на ней побывал. Я убедился в этом много раз, поскольку неоднократно на ней бывал.
Доводилось мне молиться и у святыни, которой посвящён этот храм. Каждый раз, когда я бывал на Афоне, я посещал Дохиар. Это очень благодатное место. Братия, не жалея своей плоти, не давая ей никакого успокоения, служит и молитвами, и трудами своими Богу и Его Пречистой Матери. И, наверное, особым заступничеством Пресвятой Богородицы она хранится – эта обитель – и от вовлечения в раскол, на который вступила Константинопольская Церковь и в который были вовлечены некоторые афонские монастыри.
Блаженной памяти старец Дохиара архимандрит Григорий тщательно берёг своё братство от вовлечения в раскол. Более того, приезжавших к нему людей из России и Украины он предостерегал от этого раскола. Украинцам настоятельно заповедовал держаться Русской Православной Церкви: в ней спасение, никуда от неё не отступать!
Пресвятая Богородица, которую мы чтим в этом святом образе, именуется многими святыми именами. В данном случае мы именуем Её Скоропослушницей. Действительно, она скора на услышание всякой просьбы, с которой мы к Ней обращаемся. Но только очень важно соблюдать одно условие. Для того, чтобы Пресвятая Богородица ходатайствовал за нас, а Господь – принял Её ходатайство и услышал наши молитвы, мы должны эти молитвы произносить от всего сердца, с жаждой того, чтобы Господь вошёл в нашу жизнь.
Потому что когда мы просим о Его помощи, мы просим ни о чём ином, как о том, чтобы Господь стал нашей жизнью. Не просто – получить от Него что-то и о Нём забыть, живя далее по плоти. Нет! С Господом не проходят такие игры. Он обличает больше всех других грехов лицемерие. То есть такую ситуацию, когда человек носит Его Имя – имя христианина, но делами своими противоречит этому имени. Делами такого человека Бог не только не прославляется, но хулится Его имя среди язычников, по слову апостола Павла (Рим. 2:24).
И это искушение существует для верующего человека всегда – успокоиться самим наличием веры, тем фактом, что мы посещаем храм Божий, читаем священные книги. Вот успокаиваться – нельзя!
Очень важно, чтобы то, что в этих книгах написано, стало чувством нашего сердца, чтобы мы чувствовали так, как святые. А они чувствовали, как Сам Господь наш и Спаситель Иисус Христос. Вот тогда, когда сердце наше широко открыто для евангельской истины, (не ум холодный – для запоминания истины, а сердце – для того, чтобы жить по этой истине; даже, если мы далеки от совершенства, но открыты для этой истины, жаждем её) Господь услышит всякое наше прошение и обязательно исполнит. Потому что это прошение будет уже не из греховных побуждений. Мы не будем просить о горящих угольях на головы наших недругов. Мы будем просить об исцелении своего сердца, о врачевании своих недугов, но в той мере, в какой Богу это угодно; о благословении нашей земной жизни, но так, чтобы она не противоречила воле Божией.
Вот, что бывает, когда сердце меняется по отношению к Богу, когда оно для Него открыто. Тогда мы сами меняемся – просим о должном, о том, что действительно несёт пользу, а не вред. Вот тогда эти прошения исполняются!
Господь, конечно, и Сам знает наши нужды. Но Он так благоволил, чтобы и мы об этом просили. Не потому, что Он не хотел нам помочь, а потому, что, обращаясь к Богу, мы утверждаемся в памяти о Нём, мы устанавливаем ту живую связь с Ним, которая является источником вечной жизни.
Господь и попускает нам в нашей жизни испытания, кому-то со здоровьем, кому-то какими-то трудами, скорбями, для того, чтобы это стало поводом утвердить нашу связь с Ним. И если эта связь будет живая и действенная, то такие поводы станут не нужны. И тогда Бог станет в нашей жизни «всё во всём». И тогда, даже если нас посреди ядовитых змей поместить, мы и тогда будем испытывать мир и радость.
Подлинное благополучие – в нашем сердце!
Когда в нём всё гармонично, всё благоустроенно, когда там пребывает Дух Святой, тогда все хорошо и все прекрасно. Тогда мы другими глазами смотрим на окружающий мир – уже глазами святыми. Вот с этого очень важно начинать.
Как заповедует нам Господь?!
Очистите прежде внутреннее блюдо, тогда и внешнее будет чисто (Мф. 23:26).
Под блюдом этим подразумеваемся мы сами. Если внутренний наш человек будет живым в Боге, тогда эта жизнь с избытком будет преизливаться и во внешние наши дела, будет менять, даже помимо наших усилий, весь мир вокруг нас.
И Пресвятая Богородица нам в этом не только Помощница, но и пример. Её жизнь, по-человечески, была многоскорбна. Ей «оружие прошло душу». Её скорбь, как и Её любовь, как и Её смирение, превышали всё то, что мы в своей жизни,когда бы то ни было испытывали. Но Её скорбь не сломала, а, напротив, сделала Той, Которую мы и прославляем – Пресвятой, то есть Такой, святость Которой превосходит святость любого человека, даже святого, превосходит святость даже бесплотных и безгрешных Небесных сил. Вот что делает полнота веры, смирения и любви по отношению к Богу, вот какой великой чести и славы такое устроение духовное бывает наследником.
А вас ещё раз поздравляю с праздником престольным, поздравляю отца-настоятеля, отца-благочинного, духовенство святого сего храма, всех поющих и труждающихся в нём, и всех прихожан с этим праздником. Аминь».