«Дорогие отцы, братья и сёстры! В первую очередь, мне хотелось бы передать вам благословение и поздравление предстоятеля нашей Русской Церкви, Московской епархии – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Сегодня во время Божественной Литургии и, как всегда, в память преподобных, мы слышали слова апостола Павла (Гал. 5:22-6:2), в которых каждый христианин призывается ходить духом.
«Мы живущие духом, духом да и ходим» (Гал. 5:25),
– говорит нам со страниц Священного Писания апостол язычников. И, действительно, мы все с вами живём духом в силу объективной причастности Божественному бытию, которое даровано нам в таинстве святого крещения. Мы носим в себе залог вечной жизни, залог духовного совершенства, залог спасения. Это та сила, перед которою ничто, никакие препятствия ни видимые, ни невидимые устоять не могут. Но только в том случае, если мы должным образом эту силу в своей жизни реализуем. И вот это как раз осуществляется на путях хождения в духе, то есть на путях жизни по духу и жизни. И жизнь по духу – это уже не дар от Бога, а наш ответ на этот дар. Насколько мы готовы усвоить, воспринять и в своей жизни явить ту власть, которую Бог дал своим чадам, – власть быть его чадами в исполнение Его правды? И что значит – ходить духом? Из чего можно заключить, что мы, будучи облечены в плоть и кровь, ходим – духом? Какие критерии этого духовного жительства? О них также мы слышали сегодня в словах апостола Павла.
Этим критерием являются духовные плоды:
«Плод духовный есть любовь, мир, долготерпение, вера, кротость, милосердие. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23),
– говорит нам апостол Павел. Но здесь очень важно, верно относиться к пониманию этих плодов. Когда мы говорим о любви – ну разве нет её? – за оградой церковной? – разве не любовь лежит в основании супружеских союзов? в рождении и воспитании детей? Получается, что любая любовь, тогда, является неким духовным плодом? Но, тогда, почему люди ополчаются друг против друга враждой, проливают кровь ближних, согрешают друг против друга? – а весь мир, всё более и более, деградирует в нравственном отношении?
И так же можно сказать обо всём другом, например, о вере. Разве не приходится нам часто слышать, что главное – чтобы Бог был в душе? Что главное – иметь веру. Но сказать – главное иметь веру – это то же самое, что сказать – главное – иметь голову, язык, руки, ноги. Вера есть неотъемлемое свойство человеческой души. Мы все живём верой – просто потому, что не знаем будущего. Мы выходим из дома – и верим, что дойдём до цели, мы садимся в самолёт – и верим, что долетим, садимся в машину – с верой, что доедем туда, куда отправляемся. Вступаем в супружеские союзы – с верою, что это даст нам счастье. Идём получать образование, веря, что реализуем свой личностный потенциал именно на этой профессиональной стезе. И так – во всём: мы все живём верой. Даже бесы – веруют и трепещут, но их вера не возвращает им ангельского достоинства.
Значит, не достаточно иметь веру. Важен не сам факт веры, любви, терпения даже, а важно качество всего этого. Потому что, как неотъемлемое свойство души, всё это есть плоды не духа, а плоти, ибо мы с вами – плоть. А чтобы всё это преобразилось духом и приобрело достоинство плодов духовных, нужно потрудиться, и потрудиться именно на духовной стезе.
Чем отличается духовная любовь от плотской? Духовная любовь – это любовь к врагам; та любовь, которая простирается на праведных и на неправедных, на добрых и на злых; как Бог посылает лучи солнечные, дождь и все свои блага невзирая даже на нравственное состояние Своего творения. Любовь духовная есть уподобление Богу. Если она не способна переступить через свои обиды, самолюбие, гордость, то она – плотская, она не является плодом духа, она не является свидетельством о нашем хождении духом.
Так же – терпение. Все мы терпим, жизнь такая! Хочешь, не хочешь, а терпеть приходится. Но святой апостол Павел призывает нас – к долготерпению. А долготерпение – это не количественное, а качественное понятие. Это терпение безграничное, вернее, у него есть граница; и эта граница – наша смерть. Пока не умерли – терпим! По плоти так невозможно терпеть. Так возможно терпеть только будучи облечённым благодатною силою свыше. И поэтому именно долготерпение как плод Духа Святаго свидетельствует о подлинности нашей духовной жизни.
Мир! Мир – это не просто покой.
Покой – это когда нас никто не трогает. Когда мы выспались, когда отдохнули. Но стоит случиться каким-то скорбным обстоятельствам, как мы лишаемся всего этого покоя, ввергаемся в смущение, в малодушие, в бурю помышлений и чувств. Но благодатью мы препобеждаем все искушения. Даже когда убивали мучеников, они мира и радости не теряли. Они с великим ликованием всходили на эшафоты. И это – только потому, что они действовали не по плоти, а по духу. И так – во всём, братья и сёстры!
Духовная жизнь – это жизнь по Богу, это уподобление Богу. И вот, святые явили своей жизнью полноту этих духовных даров с такой очевидностью, что даже у людей не вполне духовных никаких сомнений не оставалось. Потому мы и чтим и преподобного Варлаама, и священномученика Константина, что они жизнью, а, порой, и смертью своей явили власть свыше, которая действительно их сделала чадами Божиими во всей полноте и глубине этого слова.
И когда мы чтим угодников Божиих, мы не просто должны прославлять их духовные подвиги, мы должны осознавать, что призваны ровно на тот же самый путь. Это тот путь, о котором Христос говорит Своим ученикам, а, значит, и всем нам, потому что христианин – это ученик Христов; если он не ученик Христов, он не христианин. Так вот, всем Своим ученикам Господь со страниц Евангелия говорит: «Будьте совершенны». Причём не просто – абы как совершенны, а совершенны, как Отец наш Небесный, совершенны в последнюю меру совершенства – совершенства безграничного, совершенства, которое есть уже жизнь будущего века.
И пример святых – это удивительно вдохновенное свидетельство о том, что исполнить эту заповедь возможно! Великий сонм угодников Божиих говорит, что нет для этого никаких объективных препятствий. В какое бы время, в какой бы стране, в каких бы обстоятельствах ты не жил – ты можешь идти этим путём. Всё, что для этого нужно, это – до конца довериться Богу, не жалеть себя для Него. И тогда – Господь укрепит. Когда увидит в нас это алкание Его правды, тогда его и утолит. Ибо блаженны алчущии и жаждущие правды – они насытятся.
Чтобы насытиться правдой в Боге – нужно её взалкать. Вот, собственно, всё, что от нас и требуется – жаждать духовного совершенства, жаждать быть с Богом, жаждать Его жизни! Явить своей жизнью, чтобы и в нас были те же чувства, что во Христе Иисусе, чтобы и нам с вами иметь ум Христов. И, тогда, жизнь духовная станет совершенно естественной и органичной для каждого из нас».