Слово епископа Павлово-Посадского Силуана в Неделю 20-ю по Пятидесятнице.
«Сегодня отмечается память друга Божия – Четверодневного Лазаря, епископа Киттийского. В преддверии Крестных страданий Спасителя Лазарь умер, и тело его четыре дня пребыло во гробе, так, что уже начало разлагаться. И об этом свидетельствовал тлетворный запах. Господь специально промедлил для того, чтобы явить Свою Божественную силу на Лазаре, чтобы его, уже разлагающийся труп вернуть к жизни. Это чудо свидетельствует не только о всемогуществе Божием. Но оно представляет собою и символ того состояния, в котором находится человек без Бога.
Жизнь, которую мы ощущаем в нашем теле, есть жизнь биологическая. А что касается жизни духовной, то состояние, в котором человек пребывает на земле, чаще можно уподобить смерти, нежели жизни.
Что такое смерть тела? Это его разложение на составляющие элементы. Материя неуничтожима, так Бог устроил. Он ничего не уничтожает – не возвращает обратно в небытие – из того, что создал. Просто форма существования вещества может быть разной: либо высокоорганизованной, в виде человеческого тела, либо более простой, когда наше тело, представляющее собою сложную систему организации материи, – разлагается. Вот это и есть смерть – не уничтожение, а разложение.
Нечто подобное представляет собой и смерть души. Это не уничтожение её, – ибо душу, которую создал Господь, Он не уничтожает, – а некий нравственный, духовный распад, в который может погружаться человеческая душа по причине грехов.
И что же это за распад? А то самое, о чём говорит известный русский писатель, в одном из своих произведений: ум с сердцем не в ладу. Когда в уме есть некое представление о должном, о том, что такое добро и зло. А сердце, не согласное с представлением ума о добре, влечётся ко злу, и ничего ты с ним не сделаешь, вот это и есть тот разлад, который и означает духовную смерть.
Ибо человек был создан гармоничным, в нём всё должно быть в мире и гармонии: и ум, и сердце, и тело, и желания, и чувства. А когда всё это воюет друг против друга, то такое состояние человека «жизнью» назвать нельзя. По крайней мере, на языке Священного Писания, это называется – смерть. И чем глубже этот разлад, чем он невыносимей, тем полнее выражена в нашем существовании смерть. Она такую силу может в нас приобрести здесь, на земле, когда даже физическое существование уже не в радость. Желая убежать от этого ада, человек порою своевольно налагает на себя руки, лишает себя физического существования, и, тем самым, обрекает себя на муку вечную.
Так что, для меня лично, образ четверодневного Лазаря всегда напоминает о том трагическом состоянии, в котором пребывает человеческий род по причине закона греха, о котором говорит апостол Павел: доброе, которое хочу, не делаю, а злое, которое ненавидит душа моя, то – делаю (Рим. 7:19). Вот можно даже ненавидеть зло, и не иметь в себе нравственной силы его не делать. Вот, до чего в нас, порою, простирается духовная смерть, делает нас пленниками ада.
И какой же выход из этого трагического положения? Этот выход – Христос! Он для того и пришёл на землю, чтобы указать нам этот спасительный путь – путь следования Его слову, жизнь согласная с Евангелием!
Но Евангелие – это не механический принцип, – это Откровение! Это дар нам с неба. И Господь внимает, как наше сердце на этот дар отзовётся. Это уже от нас зависит, – Он со своей стороны всё сделал: и от власти смерти нас искупил, и путь указал. Но идти по этому пути мы должны сами. Если мы этого не хотим, то и не пойдём. И даже открытая дверь в Царство Небесное нам не поможет. Чтобы войти даже в эту открытую дверь нужны усилия, о которых говорит Господь: Царство Божие – силою берётся (Мф. 11:12), и употребляющие усилия приобретают его. Итак, нужно отозваться на Божественного благовестие!
И в сегодняшнем евангельском чтении (Лк. 8:5-15) нам предложен образ такого нашего отклика на слово Божие. Он может быть разным. Господь уподобляет сердце человеческое земле. (А именно сердце воспринимает слово Божие и отзывается на него; если сердце не отзывается на Евангелие, то ум не поможет; ум – холоден, ум – это рулевой на корабле нашей жизни, а если паруса опущены, ветра нет, то, какой бы ни был искусный и всезнающий рулевой, корабль с места не сдвинется; итак, ум – рулевой, а двигатель – это сердце, и пока сердце не возлюбит слово Божие, мы с места не сдвинемся, мы так и будем топтаться на одном месте со своим знанием).
Сердце может находиться в четырёх различных состояниях. Причём, одно и то же сердце по временам погружается то в одно состояние, то в другое. Поэтому нужно быть очень бдительным, чтобы устроение нашего сердца было спасительным. А оно может быть и не спасительным. Может быть как дорога, на которую падает зерно слова Божия; но, поскольку дорога утоптана, она как камень, то и не восприимчива ни к чему доброму. Вот так и сердце, не восприимчивое к добру, уподобляется этой дороге, в которую зерно не проникает внутрь. И птицы небесные, под которыми здесь подразумеваются бесы, легко похищают это семя Божие.
Есть другое устроение, когда человек принимает евангельское слово с радостью, с энтузиазмом, но не имеет в себе глубины, не готов платить за истину. А за истину надо платить! Путь, ведущий в Царство Божие – это путь крестный. Это – путь самоотвержения. И если мы не готовы платить – трудами, скорбями, потом, слезами, а, иногда, и кровью, – то мы не сможем удержать слово истины. Оно останется бесплодным в нас. Оно может быть и прорастёт, как на каменистой земле, но под палящими лучами искушений скоро завянет.
Ещё одно устроение, когда истина евангельская попирается в нас многоразличными страстями: пристрастием к земному, плотолюбием, самоугодием, помышлением лишь о временных благах как о том, что единственно в нашей жизни важно. И пока в нашем духовном уме не произойдёт разворот от земли к небу, а это и есть покаяние (по-гречески – μετάνοια, то есть изменение ума), до тех пор мы так и будем губить в себе истину евангельскую многоразличными житейскими попечениями.
Не то плохо, что есть земные дела, обязанности по отношению к нашим близким. Плохи не земные дела, не то время, которое мы на них тратим, а та любовь, которую мы им отдаём вместо того, чтобы любить Бога. Вот не надо любить землю! Как апостол Павел нас призывает: будем пользоваться земными вещами как не пользующиеся (1Кор. 7:31), так чтобы не пристращаться к ним, не любить их своим сердцем, а использовать их во благо и себе, и ближним, и во Славу Божию! И Адаму с Евой был дан земной рай как благословение, и было заповедано – трудиться, чтобы возделывать и хранить его. Всё это были земные дела, но благословенные – во славу Божию совершаемые. Вот когда мы всякое земное дело будем делать так, чтобы им прославлялся наш Господь, тогда земные дела станут делами небесными, ведущими нас в жизнь вечную.
Наконец, – спасительное устроение; когда человек как добрая земля – плодоносна, возделана, уготована, восприимчива, внимает с первого раза Божественной истине, когда никакое слово Божие не проходит мимо сознания, а остаётся внутри нас и там плодоносит. Вот то состояние, которого ищет в нас Господь, ради чего Он создал на Земле Святую Свою Церковь! Церковь и есть то место, где наше неудобовоспримчивое, окамененное сердце постепенно превращается в добрую плодоносящую землю. И если мы не не радеем о своей церковной жизни, храним в своей жизни уставы церковные и наставления отеческие, то тогда, шаг за шагом, капля за каплей, внутренний наш человек преображается, становится другим.
И пусть нас не смущает, что на этом пути нашим взорам открываются наши грехи, так что, порою кажется, что мы больше грешим, чем раньше. Нет! Мы просто становимся более зрячими, мы видим то, чего раньше не замечали. А это есть добрый признак – признак внутреннего воскресения, воскресение внутренней, духовной, чувствительности. Поэтому, мы и начинаем видеть что в нас, действительно, – зло. И не только грубые поступки замечаем, но и тонкие движения чувств и мыслей.
С мыслей и чувств начинаются все грехи. Если мы научимся трезвиться, блюсти свой ум и сердце от зла, тогда руками своими грешить уже не будем вовсе. Если наведём порядок духовный внутри себя, то и вовне нас всё будет чисто».
__________________
Управляющий викариатством Новых территорий города Москвы епископ Павлово-Посадский Силуан совершил Божественную Литургию в храме Живоначальной Троицы в Троицке
30-го октября 2022 года, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, в день памяти пророка Осии и преподобномученика Андрея Критского, владыка Силуан, епископ Павлово-Посадский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси возглавил Божественную Литургию в храме Живоначальной Троицы.
Его Преосвященству сослужили: благочинный Новотроицкого церковного округа протоиерей Николай Степанычев, клирики храма и московское духовенство. По окончании богослужения владыка Силуан обратился к присутствующим с архипастырским словом.
В течение воскресного дня владыка Силуан с благочинным Новотроицкого церковного округа протоиереем Николаем Степанычевым посетили четыре храма в Первомайском поселении: храм Воскресения Христова в Поповке, храм святителя Феодора Эдесского в Уварове, строящийся храм святого апостола Андрея Первозванного в Птичном и храм Святого Духа в Первомайском.
Во время своего визита владыка Силуан осмотрел храмы и приходские здания, встретился с духовенством и присутствующими прихожанами.
Источник: сайт викариатства >>>