21-го сентября, в канун дня памяти праведных богоотец Иоакима и Анны в храме Иоанна Воина на Якиманке после вечернего богослужения настоятель владыка Силуан в сослужении клириков храма совершил чтение акафиста и водосвятный молебен перед чтимым образом богоотец Иоакима и Анны.
По традиции нашего храма акафист богоотцам Иоакиму и Анне с водосвятным молебном совершается в дневное время в одну из суббот. В этот раз служба состоялась в будний день в шесть часов вечера, чтобы все желающие могли успеть после рабочего дня соборно помолиться перед чудотворным образом.
После чтения молитв святым праведным богоотцам Иоакиму и Анне все присутствующие обратились с молитвой «Царице моя Преблагая …» к Пресвятой Богородице, а также к её родителям, и совершили им величание.
В завершение богослужения владыка Силуан обратился к прихожанам и гостям храма с архипастырским словом, в котором среди прочего сказал:
«Святые праведные Иоаким и Анна славны своим личным духовным подвигом. А это был подвиг их веры, прежде всего. Они прожили до глубокой старости, не имея детей, и это было великое горе для них, во-первых, как для родителей, а во-вторых, как для праведников. Когда человек получает наказание за свои грехи, он, по крайней мере, чувствует справедливость этого. Не все, конечно! Некоторые – ропщут, как неразумный разбойник, распятый со Христом. Но там, на Голгофе, был и благоразумный разбойник, который страдал справедливо, который был наказан по делам своим. И осознав это, употребил само наказание в повод ко спасению.
Оттуда, с креста, исповедовал он свою веру и явил глубину покаяния, поэтому – первым вошёл в рай. А каково праведникам, которые не согрешали, которые хранили себя перед Богом, – иметь поношение среди окружающего легкомысленного народа, который всегда судит по внешности и думает, что если человек имеет какие-то скорби, то это Господь его наказывает; значит, есть у него какие-то тайные грехи. Жить в такой атмосфере осуждения – десятилетия(!) – каково это тем, кто и без того имеет скорбь в сердце?
Это как бы сугубая скорбь – и изнутри, и извне. И вот, находясь в этом море скорби, оставаться верным Богу – это требует великого мужества. Но нельзя опереться в этой верности только на мужество человеческое. Здесь нужна сила свыше, а её обрести можно, лишь угодив Богу по-настоящему: не внешними только делами, но именно чистотой и простотой сердца пред Богом, искренностью своего благочестия, чуждого лицемерия. Именно такими и были святые богоотцы Иоаким и Анна! И Господь лишал их утешения в течение всей жизни не потому, чтобы хотел их помучить, а потому, что хотел дать им дар гораздо больший, чем окружающим их людям.
«Господь, кого любит, того наказывает; бьёт же всякого сына, которого принимает», – говорит слово Божие (Притч. 3:12).
Это трудно понести по-человечески, но в этом заключена глубокая правда Божия. Господь даёт каждому из нас понести в нашу меру. Не в наши силы, а в нашу меру! Здесь есть отличие. Если мы смотрим только на свои человеческие силы, то Божии испытания всегда их превосходят. Они для того и даются, чтобы мы превзошли сами себя, превзошли свою человеческую ограниченность, своё саможаление. Но если Господь попускает нам то, что кажется превосходящим наши силы, то это значит, что Он видит в нас бОльший потенциал, чем мы видим сами в себе. Значит, Он усматривает в нас некую духовную меру, к которой мы можем прийти, если обопрёмся не на себя, а на Него. В этом и проявляется живая вера, ибо если у нас есть силы терпеть, зачем нам Бог, зачем нам вера?! Вера нужна тогда, когда испытания превосходят человеческие силы. И вот являя эту веру, мы переходим в иное качество: из плотского, в котором находимся, – в духовное, в которое желает привести нас Господь. Чтобы мы обновились, чтобы мы из чад земли стали сынами и дочерями неба (1Кор. 15:48), чтобы мы почувствовали своё родство с ангелами, а не со зверями полевыми – вот для чего Господь проводит человека через испытания! Бог есть любовь, Ему всех жалко, Он никого не мучает; и если даёт нечто понести, то ища лишь нашей пользы. Если мы, как благоразумный разбойник (я уж не говорю про Иоакима и Анну, которые были праведными, но хотя бы, как благоразумный разбойник) примем испытание с верой и покаянием, то не пожалеем. Господь, проведя через испытания, обязательно пошлёт и утешение.
И вот этот образ, чудотворный, – яркое тому свидетельство. В последние годы целая череда благодатных случаев помощи от него была явлена, и находящиеся под этими сводами являются свидетелями этих чудес. Я имею в виду чудеса чадородия у тех, кто уже почти утратил надежду, кому не помогли врачи, никакие земные средства, а вот молитва с верою перед этим образом – помогли. И Господь даровал благословение родительства. Но Господь подаёт через молитвы праведникам благословение каждом в том, в чём он более всего имеет нужду.
Благословение Божие – как манна, которой питал Господь свой народ в пустыне. Манна была одна и та же, но каждому она давала именно то, что нужно: укрепляла силы, утешала, вразумляла. Это сейчас диетологи разрабатывают целый список тех полезных элементов, которые нужны человеческому организму. А вот тогда манна была всем для всех на протяжении сорока лет. Это есть символ благодати Божией: она одна, но каждому даёт именно то утешение, то откровение, которое ему нужно. Это даётся особенно по молитвам святых Божиих».
В октябре молебен святым праведным богоотцам Иоакиму и Анне в храме Иоанна Воина состоится в субботу, 29-го октября, в 13 часов.