Слово епископа Павлово-Посадского Силуана в Неделю 19-ю по Пятидесятнице.
«Только что мы слышали слова апостола Павла из его послания к Коринфянам (2Кор. 11:31-12:9), где он говорит о своём мистическом опыте, когда он был восхищен до третьего неба и слышал там неизреченные глаголы.
Меня всегда занимает этот эпизод. Неизреченные глаголы – это некие тайны божественной жизни. Апостол Павел их слышал и, значит, они доступны человеческому восприятию. Но изречь их – невозможно! Потому что всё, что мы изрекаем, мы изрекаем в словах, рождаемых нашим рассудком, нашим земным умом. Да и материал для нашего языка, для его образности, для его значений, выражаемых в словах, берётся из зримого, окружающего нас мира. Даже абстрактные понятия мы выражаем теми словами, которые изначально обозначают что-то осязаемое, что-то зримое. Говорим о свете истины, но ведь свет – это, прежде всего, свет солнечный, который мы видим и в котором мы всё окружающее видим. Говорим о душевной красоте, но, прежде всего, имеем в виду красоту зримую. И так – во всём.
А как можно изречь то, что принципиально нематериально, неосязаемо? Что абсолютно иной природы по отношению ко всему тому окружающему миру, в котором мы живём?
И, тем не менее, нас вдохновляет, что эти глаголы человек может слышать.
А слышать он их может только потому, что он не сводим к своей материальной природе, что он – такое удивительное существо, которое стоит на грани зримого и незримого, осязаемого и нематериального. Он в себе соединяет небо и землю, о которых говорит автор книги Бытия в повествовании о творении мира. Это то небо, которое было сотворено прежде всего, вместе с землёй, – небо духовное; частью его является и человек. Точно так же, как он является и частью земного мира.
Неизреченны эти глаголы. И, тем не менее, Господь их не утаивает от рода человеческого. Он даёт их услышать, но каким образом? Небесные Отец изрекает истину Свою, посылая в наш мир Своего Единородного Сына – Божественное Слово, Которое, облекаясь плотью в Боговоплощении, и являет Своей земной жизнью истину божественную. Поэтому, созерцая земные деяния Господа, внимательно вслушиваясь в Его евангельские слова, мы и проникаем в тайну той вечной жизни, поделиться которой с нами хочет Небесный Отец. Она так(!) изрекается – не столько в словах, сколько во всём образе жизни. И вот этот образ новой, уже нетленной, вечной жизни явил нам Сын Божий.
Итак, Он – изрёк свои небесные тайны. А теперь нам – важно их услышать. Не просто послушать, а услышать – так, чтобы воспринять, чтобы они начертались на скрижалях нашего сердца, чтобы в самой нашей душе они стали началом, определяющим в нас всё: и мысли, и чувства, и желания, и дела, – всю нашу жизнь.
Как же можно услышать Слово Божие так, чтобы оно стало в нас действенным началом вечной жизни? Для этого нужно широко открыть наш духовный слух, то есть, сердце наше (оно является органом восприятия божественной истины) – в той мере, в какой оно очищено от всего того, что мешает этой истине в нас пребывать. Услышать истину Божию означает то же самое, что и воспринять её, удержать её в своей душе, сродниться с нею своей жизнью. Нельзя Слово Божие услышать лишь внешне, никак жизнью своей на него не отозвавшись. Преподобный Марк Подвижник и говорит:
«Мы понимаем Евангелие в той мере, в какой его исполняем».
Поэтому, чтобы неизреченность божественных тайн была изречена в нашей жизни, мы должны всем сердцем возлюбить её и сделать всё от нас зависящее, чтобы исполнить эту истину, эту волю Божию самой своей жизнью.
И святой апостол Павел, и сонм святых отцов являются для нас вдохновляющими примерами того, что это возможно. Для этого не нужно какой-то особой силы. Вот и апостол Павел говорит, что ему для его духовной пользы «дан в плоть ангел сатаны» (2Кор. 12:7). Мы не знаем точно, что это было, но что-то измождало его телесные силы. Так, что даже он, будучи предельно мужественным человеком, трижды обращался к Богу, чтобы Он избавил его от этой напасти. Однако Господь в этот раз его не послушал, но открыл ему, что
«сила Божия – в немощи исполняется» (2Кор. 12:9).
Для того, чтобы исполнить волю Божию, не нужно особой материальной телесной крепости, ни крепости интеллектуальной, никакой земной крепости не нужно, тем более, что Бог, по слову Писания, избрал немудрое, немощное, ничего не значащее мира, чтобы упразднить значащее (1Кор.1:28), «чтобы никакая плоть не хвалилась перед Богом».
Именно тогда, когда мы осознаём свою нищету, когда мы чувствуем себя, вместе в Силуаном Афонским, «грешной землёй», именно тогда начинает в нас исполняться сила Божия. Дадим ей простор! Смирением, послушанием, покаянием, молитвой… И тогда сами удивимся, сколь славен и велик Господь, который нашими, даже немощными, руками, творит великие чудеса. Аминь».