22-го октября Преосвященный Силуан, епископ Павлово-Посадский, возглавил Божественную литургию в храме иконы Божией Матери Всецарица в Щербинке.
Преосвященному владыке сослужили протоиерей Виктор Сандар, благочинный ставропигиальных приходов и Патриарших подворий в Московской области, настоятель храмового комплекса прп.Сергия Радонежского на Рязанке, протоиерей Алексий Зарубин, настоятель храма святой прмц. великой княгини Елисаветы и храма иконы Божией Матери Всецарица, благочинные и духовенство викариатства.
По завершении богослужения владыка Силуан обратился ко всем присутствующим с архипастырским словом:
«Благодарю всех вас, дорогие отцы, братья и сёстры, за общую молитву. Сегодня я уже молитвенно вступил в исполнение возложенных на меня на этой неделе Святейшим Патриархом новых обязанностей по окормлению викариатства Новых территорий. Надеюсь, что в вашем лице буду иметь соработников и сомолитвенников на этом поприще. Все мы призваны делать одно дело. И это дело – спасение. Господь печется о спасении всего мира, но невозможно спасать других, не спасаясь самому. Поэтому, только тот, кто идёт путём спасения, может как-то повлиять благотворным образом и на окружающий мир. А если этого нет в нас, то этого не будет и вокруг нас.
Сегодня память одного из 12-ти апостолов, брата апостола и евангелиста Матфея –Иакова Алфеева. И по этому случаю читался за богослужением отрывок из Евангелия (Лк. 5:27-32), где говорилось о призвании апостолов. Как это происходило? На первый взгляд, просто. Господь проходил, увидел сидящего на мытнице Матфея и сказал ему: «Иди за мной». Тот встал, оставил всё и пошёл за ним. Но если попробовать поставить себя на место мытаря Матфея, то тогда оказывается всё совсем не так просто. И очень трудно представить, если Господь, проходя мимо, предложит нам всё оставить и идти за ним, много ли среди нас окажется тех, кто будет способен так же, как апостол, откликнуться на этот призыв. Вот из этой простой аналогии, этого простого сопоставления, и вытекает понимание величия апостолов. Их величие – в их жертвенности, в полноте самоотвержения. Что ради истины евангельской они ничего на земле не пожалели: ни имущества, ни семейного благополучия, ни самой жизни. И их Господь предлагает нам в качестве примера. Это как раз то, с чего мы начали: апостолы возвестили истину евангельскую всему миру, и проповедь их потому имела благотворные плоды, что они были носителями этой истины. Как об этом говорит апостол Павел:
«Наша проповедь не в хитросплетенных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1Кор. 2:4).
Дух Божий, сила Христова – вот, что лежало в основании проповеди апостолов, вот, что должно лежать в основании жизни всякого христианина. И тогда без слов окружающие нас люди, взирая на нас, будут удивляться и преклоняться в послушании Отцу Небесному.
Именно таким был и святой праотец Авраам, который жил в эпоху доблагодатную, когда не была дарована благодать Духа Святаго в день Пятидесятницы. Ещё ничего этого не произошло. Но он являл удивительное послушание – абсолютно жертвенное! В истории об Аврааме мы видим, что с его стороны не было ни одного слова возражения на те повеления Господни, которые превышают человеческий разум. С самого начала истории Авраама мы видим, что это уже глубокий старец, семидесяти лет от роду. И хотя тогда люди сохраняли дольше крепость телесных сил, но всё равно, за его плечами был немалый жизненный опыт, какие-то приобретённые связи с окружающими людьми… Прикипел человек и к своей малой Родине – к Уру Халдейскому, где он вырос, очевидно, где он жил; у него было немало имущества. А Господь является ему и говорит: Авраам, оставь всё и иди в землю, которую Я тебе покажу (Быт. 12:1). И святые отцы, истолковывая это место, делают особый акцент на то, что Господь позвал, но даже не сказал – куда. Иди, как говорится, куда глаза глядят, а потом, Я покажу тебе цель, просто – доверься Мне, оставь всё и доверься. И удивительным образом, мы видим, как Авраам не возражает – у него нет ни тени сомнений. Но это был только первый опыт вот такого самоотверженного послушания. А дальше эти опыты были всё более сокрушительными: когда египетский фараон отнимает у него жену, когда он на протяжении десятилетий не имеет наследника – сына обетования, и когда, наконец, получив его по милости Божией, он идёт его приносить в жертву по повелению Господню. Все эти вещи, каждая в отдельности, способны сокрушить и человеческую мысль, и человеческое сердце. Такие они неподъёмные эти повеления! И вот Авраам, которые не имел благодати святого Крещения, как мы с вами, тем не менее, являет великое послушание Богу, а в нём – великую веру. Потому что все добродетели возможны только из веры. Вера связывает нас с Богом, она – тот канал, по которому в наше сердце вливается Его живительная энергия, Его благодать, и без неё мы ни на что не способны. Конечно, Авраам имел причастность силе Божией, но в меньшей, чем мы, степени, а силу духа и веры явил – большую. Потому и назван он – отцом верующих, отцом самой веры.
Вот эти благословенные примеры, дорогие отцы, братья и сёстры, мы имеем в Священном Писании, чтобы ими вдохновляться и, взирая на них, – сокрушаться о своей собственной нищете. Но это – спасительно! Потому что путь спасения, путь к наследию жизни Самого Бога во Царствии Его начинается с покаяния. Господь нас и призывает в начале Своей евангельской проповеди даже не к посту и молитве (это Он позднее говорит об их значении), а начинает проповедь – с призыва к покаянию. Будем каяться – и тогда спасёмся! Но только, покаяние должно быть истинным! А покаяние, по мысли святых отцов, начинается там, где заканчивается самооправдание. Вот когда мы ни в чём себя не оправдываем, не ищем виноватых ни в ком вокруг нас, а только в себе – вот это и есть верный признак, что мы на правильном пути, что истинное покаяние присутствует и в нашей душе. Тогда можем со дерзновением, обращаясь к Господу, просить у Него обо всём. И будет нам по слову Господа:
«О чём ни попросите – совершу, Отец Мой Небесный совершит во имя Мое» (Ин. 16:23).
Так что, покаяние – это великая сила, это – великое мужество духа, это – сила, которая преодолевает все препятствия на нашем пути, потому что из покаяния рождается смирение, а смирение привлекает благодать Божию. Ибо Бог гордым противится, а смиренным – даёт благодать (Притч. 3:34)».