Слово епископа Силуана в великий праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.
26-го сентября, в канун великого праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, в храме Иоанна Воина епископ Павлово-Посадский Силуан совершил всенощное бдение с чином воздвижения Креста. Преосвященному владыке сослужили клирики храма.
После чтения праздничного Евангелия владыка Силуан обратился ко всем молящимся с архипастырским словом:
«Дорогие братья и сёстры! Сердечно поздравляю вас с праздником Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Этот праздник стоит исторически особняком от других двунадесятых праздников, поскольку он был установлен спустя несколько столетий после Вознесения Господа на Небо. А все остальные праздники так или иначе связаны с земной жизнью Спасителя, либо Его Пречистой Матери. И, тем не менее, этот праздник велик своим значением, а значение его заключается в прославлении Креста Христова.
Крест из орудия позорной казни стал символом великой славы, символом победы, которую способен одержать человек и над смертью, и над духами злобы, и над своей собственной немощью. Сам по себе крест такой силы в себе не имеет. Его сила вся проистекает из того подвига, который на Кресте совершил Сын Божий ради нашего с вами спасения. В только что прочитанном отрывке из Евангелия от Иоанна (Ин. 12:28-36) отчасти раскрывается значение Креста. Он есть слава! И когда Господь Наш в своей молитве обращается к Небесному Отцу, прося прославить имя Его, то Отец отвечает: «И прославил, и ещё прославлю». А ведь этот диалог происходит в преддверии крестных страданий. Таким образом, Крест содержит в себе великую тайну преображения человека. Он ведёт к славе. Но к славе этой идут – через умирание для всего того, что этой славе на земле противно; то есть для греха, для самолюбия, для служения духам злобы, своим собственным страстям и обычаям сего лежащего во зле мира. Всё это настолько проникло в человеческое сердце, что стало как бы нами самими, нашим собственным существом, нашим «я». Но в действительности, все эти страсти и грехи, все эти немощи, всё это рабство диаволу и повинность смерти – есть не изначальная наша природа, а тяжёлая, смертельная болезнь, в которой она пребывала до Христа, в которой она пребывает вне Христа. Христос – её исцеление! Но это исцеление входит в нашу природу особым образом – сочетаясь с нашей волей, с нашим свободным произволением. И в какой мере это произволение свободно для того, чтобы соединиться с Богом, в такой мере и исцеляется наша природа. Так вот, освобождение от тирании духовной смерти – есть всецелое послушание воли Божией.
Воля Божия в том, чтобы спасти человека. Из этой воли проистекают и заповеди. Этой волей руководствуется и Сын Божий, став Сыном Человеческим, проведя на этой Земле все годы Своей человеческой жизни, не имея где главы приклонить, испив чашу страданий, скорбей, непонимания, предательства, и завершив свой земной путь мученической крестной смертью. Вот, всё это было следствием благой воли Божией о спасении человеческого рода. И поэтому в той мере, в какой воля Божия станет нашей волей, мы и спасаемся, мы становимся Божиими детьми, становимся друзьями Божиими – подобно Аврааму, подобно святым апостолам. А значит, – и спасаемся! Так вот для того, чтобы сочетаться с волей Божией, по учению святых отцов, необходимо совлечься своей собственной воли, то есть прийти в такое состояние, когда наша воля от воли Божией ничем не отличается, когда послушание всецело изживает собою своеволие, когда ничего своего мы в себе не лелеем, а только Божие, когда вместе с апостолом Павлом мы с радостью и торжеством воспринимаем такое состояние, когда
«не я уже живу, но живёт во мне Христос» (Гал. 2:20).
Вот символом всего этого и является Крест.
На Кресте пригвождены и руки, и ноги; поэтому Крест есть выражение всецелого самоотречения – для того, чтобы исполнить благую волю Божию и через это послушание Богу прийти в совершенство Его любви. Нет туда другого пути! Крест и есть единственный путь в любовь Божию, которая и являет собой содержание жизни будущего века. Вот эту спасительную истину мы сегодня исповедуем, взирая на Честное Древо Креста Господня. А праздник установлен в память Его обретения на горе Голгофе после многих столетий забвения, когда место это святое было погребено под спудом нечистот по причине обладания Иерусалимом язычниками и гонений на Христову Церковь. Но пришло время, когда вера Христова победила заблуждения и воссияла на всей территории древней империи, и, вдохновлённые своей верой, святой царь Константин и его мать благочестивая Елена употребили все усилия для того, чтобы обрести главные христианские святыни. Потому их обретение также явилось признаком торжества веры Христовой.
Вера Христова не действует оружием. Апостол Пётр пробовал защищать Христа мечом, но Господь остановил его. Потому, что Христианство несёт в себе силу, превосходящую всякое земное оружие, превосходящую всякую силу земную и всякую силу ратную. И если христиане идут на мученически подвиг, то делают это не вынужденно, а добровольно. Только тогда страдания становятся подвигом, когда человек не вынужденно лишь их претерпевает, но с дерзновением делает эти страдания исповеданием своей веры в Бога, вверяя Ему самого себя, и все свои радости, и все свои скорби в твёрдой уверенности, что всё это от Бога, всё это на пользу, и всё во благо. Иными словами, действует точно так, как благоразумный разбойник, сораспятый со Христом. Он, будучи наказан, и наказан праведно за свои, очевидно, великие преступления, раз уж на кресте его пригвоздили (не нашли никакого более щадящего способа его казнить), и, несмотря на то, разбойник этот саму казнь свою обратил в повод ко спасению и к великой славе так, что первым, по слову Спасителя, вошёл в рай. Вот для того Святая Церковь предлагает нам вновь и вновь созерцание Креста Господня, чтобы мы, созерцая его своими очами телесными, утверждали истину Креста и в своём сердце, внутри себя; для того, чтобы и для нас всё скорбное, что случается в нашей жизни, становилось не тяжёлым камнем, придавливающим нас к земле, а поводом ко спасению.
Из любого минуса можно сделать плюс. Только для этого нужны вера, упование и молитва – со смирением и покаянием, по образу благоразумного разбойника. И тогда крест наших земных страданий станет лестницей, ведущей на Небо. Ещё раз поздравляю вас с этим праздником, призываю на всех вас Божие благословение силою Честнаго и Животворящего Креста Господня».