«Святой Предтеча Господень Самим Господом наименован «бОльшим из рождённых женами» (Мф. 11:11). Он как бы сосредоточил в себе разнообразные виды духовного подвига и святости, как плода этого подвига.
Он был предшественником святых апостолов. Как те, по всему лицу Земли пронесли весть о Сыне Божием, пришедшем в этот мир во плоти, пострадавшем за наши грехи, воскреснувшем и, Своим Воскресением победившем смерть, так и Иоанн Предтеча предвосхищал эту проповедь и предуготовливал род человеческий встретить идущего спасти его Мессию.
Он был и первомучеником. И именно по этому поводу мы чествуем сегодня его память. Потому что свой благовестнический путь, своё пророческое служение он завершил страдальчески: за правду он был посажен Иродом в темницу, и по воле распутной женщины – умерщвлён. И, казалось бы, по-человечески, умерщвлён бесчестно. Казалось бы, в такой кончине ничего кроме позора нельзя увидеть. Человек великой силы духа, к которому стекалась вся Иудея, чтобы послушать его огненных слов и принять от него крещение покаяния, закончил свой жизненный путь в темнице, как бы лишённый всех своих плодов, да ещё, и по желанию бесчестной, ничего не стоящей женщины. Но это только по человеческой мере всё обстоит так. Господь иногда в том бесчестии человеческом, которое претерпевает человек ради Него, во имя Божие, уготовляет такому человеку и великую славу. Так было и с Иоанном Предтечей, главу которого испросили его ученики и потом тщательно на протяжении столетий её хранили – она переходила из рук в руки (но всегда к ней относились благоговейно), до тех пор, пока не нашли ей постоянное, достойное её пристанище.
Святой Предтеча был и первым преподобным. В то время, когда в Ветхом Завете супружество и чадородие считалось великим Божиим благословением, он, добровольно отказался и от семьи, и от детей, и от всех житейских благ. Как повествует Евангелие, он жил всё время в пустыне, с самой своей юности, с младенчества, и пищей его была акриды, то есть вид дикой саранчи, и дикий мёд, и так – постоянно; не было у него разносолов. Дикие звери были сообитателями его в пустыне. Жизнь его была, по-человечески, невыносима, полна лишений. Но она не сокрушила его дух, а напротив, закалила и изострила, укрепила. Поэтому он и назван Господом «большим из рождённых женами».
Это не столько предопределение, сколько плод его духовного подвига. Поэтому по достоянию Святая Церковь чтит его память именно в день его мученической кончины. В этом она преподаёт нам с вами духовный урок. Чтобы мы отозвались на ту проповедь, с которой обратился к своим современникам святой Предтеча.
Вспомним, о чём была эта проповедь? «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 3:2). В этих немногих словах заключён главный принцип духовной жизни, как бы некая методология спасения. Царство Божие приблизилось, потому что Сын Божий пришёл во плоти. Оно уже рядом – на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии одного шага! Но чтобы оно не просто приблизилось, а воцарилось в нашем сердце и в нашем уме, чтобы мы водворились в этом Царстве и прочувствовали его силу в своей душе ещё в рамках земной жизни, – и нам надо к нему приблизиться. И путь приближения – один. Это – покаяние!
Покаяние – это не только изложение своих грехов на исповеди, хотя и это исповедание грехов перед духовником является очень важной, может быть, кульминационной частью покаяния. Но исповедь малоплодна, если покаяние сводится только к ней. Покаяние можно уподобить великой горе, вершиной которой является исповедь. Если нет покаяния, то и вершины нет – исповедь будет формальной. Так вот, исповедь тогда приносит духовный плод, когда покаяние наше не ограничивается несколькими минутами, проведёнными в общении с духовником, а наполняет собою каждый день нашей жизни, а лучше – и каждую ночь; непрестанно!
Покаяние – это смысл всех наших духовных трудов. Это та соль, которая делает труды наши подлинно духовными и без которой они пресны для Бога, то есть, никуда не годятся. Молимся?! – должны молиться с покаянием и ради того, чтобы смирилось наше сердце пред Богом, а это и есть главная цель покаяния. Трудимся?! – должны так трудиться, чтобы сердце наше не гордилось, не воздымалось, а смирялось перед Богом. Постимся?! – пост должен быть не диетой, но трудом покаяния; он должен сокрушать не тело наше, а наш гордый дух. И так всё должно быть исполнено духом покаяния, всё должно вести этим путём. Если мы, хоть на минуту, чувствуем, что перестаёт бить источник живого сокрушения в нашей душе, это уже очень важный признак того, что нужно усилить покаяние, что мы теряем нечто самое главное.
Утрачивая покаяние, мы приходим к обессмысливанию жизни. Да, жизнь имеет смысл в той мере, в какой она наполнена живым сердечным покаянием! И это очень понятно. Но понятно лишь в духовной логике, в логике божественной.
«Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Наша цель – войти в это Царствие Небесное. И условие, чтобы Оно к нам приблизилось, одно – покаяние. Именно поэтому, когда покаяние иссякает в нашей душе, тогда Царство Божие удаляется, тогда более зыбкой становится эта цель, тогда и смысл жизни нашей растворяется, исчезает.
Вот какой великий урок преподаёт нам Святая Церковь в день памяти святого Провозвестника покаяния! Того, который за своё провозвестие заплатил самой дорогой ценой – собственной жизнью, претерпев не просто кончину, а кончину страдальческую. Этой страдальческой кончиной он как бы подвёл итог своей проповеди, указав на всю важность её, на всю её ценность для всякого, кто хочет быть учеником Господа.
Вот и будем стараться быть верными последователями и учениками Иоанна Предтечи, так, чтобы его призыв к покаянию был в нашей жизни реализован в полной мере! И в уме нашем – в мыслях о наших грехах, и в сердечном сокрушении – о нашей нищете, и в делах наших рук – которые помогают и деланию ума, и деланию сердца на пути покаяния, а, значит, и на пути к спасению.
Ещё раз поздравляю всех вас с праздником. Призываю на вас Божие благословение молитвами святаго Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Аминь».