Поздравляю вас, дорогие отцы, братья и сёстры, с праздником Успения Пресвятой Богородицы! Этот праздник, как и большинство других церковных праздников, представляет собою нечто удивительное, в том смысле, что совмещает несовместимое. Мы собираемся для того, чтобы с великим торжеством и радостью отметить… кончину Пресвятой Богородицы.
В порядках нашей земной жизни всё обстоит иначе: радуются каким-то событиям, связанным с торжеством жизни, а о кончине близких людей – скорбят. И в годовщины памяти их кончины с грустью, вспоминают о том времени, когда они были рядом с нами.
Но в случае памяти святых, всё обстоит совершенно иначе. И память кончины Пресвятой Богородицы является как бы неким архетипом отношения к смерти; особенно, к смерти святых Христовой Церкви. Если мы внимательно, вдумчиво вслушиваемся в те песнопения, которые совершаются во время богослужения, то мы слышим призыв к радости, слышим выражение великого ликования по поводу того события, память которого ныне совершаем. И в одной из стихир на вечерне Успения Пресвятой Богородицы песнописец с восторгом восклицает: «О, дивное чудо! Матерь живота полагается во гробе, и гроб становится лестницею в небо».
Действительно, это великое чудо!
Мать Самой Жизни – умирает. Но умирает так, что в её смерти побеждается сама смерть. И то, что должно было быть символом всепобеждающей власти смерти, становится символом духовного обновления и восхождения на небо. Гроб – становится утробой вечной жизни, из которой человек рождается в это новое бытие: его воспринимает во гробе, который, казалось бы, не оставляет никаких уже надежд.
Вот, в чем ликование нынешнего праздника! Не случайно, поэтому, Успение Пресвятой Богородицы называют в народе Богородичной Пасхой. И это очень верно!
Что такое смерть? Смерть — это не совершенная аннигиляция. Ничто совершенно не исчезает. Даже та материя, из которой состоит наше тело, не исчезает: разлагаясь, она возвращается в водоворот вещества, из которого состоит окружающий нас мир. И, по вере Церкви, настанет день, когда вновь это вещество соберётся в нечто единое, которое станет нашим обновленным телом – в день всеобщего воскресения и Страшного суда. Точно так же и смерть души, о которой говорится и в Священном Писании, и в творениях святых отцов, напоминает распад подобный тому, которому подвергается тело. Когда нарушается та гармония, в рамках которой мысли, чувства, желания составляют единое целое, стремятся к одному и тому же, друг другу не противоречат, друг с другом не враждуют. Таким был человек при своём создании и первых днях своего существования в раю. Но он своевольно отверг условие такого блаженного существования. Этим условием было послушание Богу, выражением которого, в свою очередь, было хранение заповедей. Но человек покусился на то, что противоречило воле Божией. А, значит, противоречило условию его существования как жизни. Он преступил тот закон, который был краеугольным камнем его жизни.
И после этого преступления всё здание жизни посыпалось, начало разрушаться. Это и называется – смерть. Лишившись единения с источником жизни – Богом, человек погрузился в стихию смерти. И первым, кто совершил это шаг, губительный для всего последующего человеческого рода, стала та, которая дала жизнь всем нам – праматерь наша Ева, которая названа была Евой, потому что она даёт жизнь всему человеческому роду. Но, давая жизнь биологическую, вместе с этой жизнью из утробы Евы в нас вливался и яд смерти, который род человеческий доныне содержит в себе с самого момента не только рождения, но уже с момента своего зачатия, не будучи даже в этом виновным уже несёт эту смерть в самом себе.
А ныне, в день Успения Пресвятой Богородицы подводится как бы некий итог жизни Той, Которая вернула всё «на круги своя», к исходной точке. И не только вернула, но и превзошла меру непорочной жизни наших прародителей до грехопадения. Она называется – Матерью Жизни. Во-первых, потому что через Её утробу в этот мир вошёл Сам Сын Божий, Который в Священном Писании именует Себя Жизнью, говоря: «Я есмь жизнь и истина!» (Ин. 14:6).
Но не только по этой причине, а ещё и потому, что Она Сама не только послужила орудием Боговоплощения, но и всем сердцем, всем умом, своей свободной волей послужила этой Жизни, послужила своей жизнью, исполнив, до конца и не взирая ни на что, Его святую волю. Она сделала то, чего не смогла сделать Ева. И в ней обновилась человеческая природа. Яд смерти был побеждён Жизнью, поэтому смерть не могла удержать Её во гробе. Ту, Которая явилась победительницей смерти, никакая смерть остановить уже не могла.
Поэтому силой благодати Своего возлюбленного Сына Она первая из всего человеческого рода вкусила той вечной жизни, которая ждёт каждого, верующего и любящего Христа, во Царствии Небесном.
И мы с вами, участвуя в торжестве по этому поводу, имеем возможность также становиться причастниками той нетленной жизни, которая с такой полнотой явилась и в земном житии, и в самой смерти Пресвятой Богородицы.
Нас соединяет с Нею молитва, нас соединяет с Нею восхищение не только перед чудом Её воскресения, но и, что более важно, перед чудом Её жизни на Земле. Ведь она была женщина, а о женщинах апостол говорит как о немощнейших сосудах (1Пет. 3:7). Потому и искушен был человеческий род через Еву, что она несла в себе эту немощь. И вот, как через Еву, женщины, да и весь род человеческий, был отлучён от жизни вечной в Боге, так через жену святую и непорочную возвращается возможность благого и спасительного общения с Богом.
Мы должны быть безгранично благодарны Пресвятой Богородице. Во Христе – Она всем нам мать, потому что мы вкушаем в таинстве Евхаристии Пречистой Плоти Её Сына, а, значит, становимся сотелесными Самому Христу, а, значит, становимся, в буквально смысле слова, и чадами Пресвятой Богородицы.
Но, гораздо важнее, чтобы мы были Её чадами в духе, по вере нашей, чадами в смирении, эталоном которого Она является, а, более всего, Её чадами в любви – и к Богу, и друг к другу.
И вот в той мере, в какой мы сможем своей жизнью подражать Пресвятой Богородице, в той мере мы и будем вкушать той радости, которую сегодня нам возвещают блаженные песнопевцы, память о которой хранит Святая Церковь, и которая является предвосхищением той радости, которая ожидает нас, каждого любящего и верующего во Христа, во Царствии Небесном.
Призываю на всех вас Божие благословение молитвенным заступничеством Пресвятой Богородицы. Аминь.