Сердечно поздравляю всех вас, дорогие отцы, братья и сёстры, с воскресным днём и с продолжающимся попразднством праздника Преображения Господня!
Сегодня за Божественной Литургией был прочитан отрывок из Евангелия от Матфея (Мф. 17:14-23), в котором повествовалось о событии, произошедшем сразу после Преображения – после того, как Господь вместе с учениками, Петром, Иаковом и Иоанном, спустился с горы Фавор к остальным ученикам, оставшимся у подножия этой горы, и к множеству людей, также туда собравшимся. Посреди этого множества находился человек, а на землю был повержен его сын, который был обуреваем духом злобы.
Этот человек с горечью говорил Спасителю, как только Его увидел: «я привёл сына и просил Твоих учеников исцелить его, но они не смогли». И тогда Господь воздохнул:
«О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе терплю вас?» (Мф.17:17).
Почти все святые отцы относят эти слова не к апостолам, а к самому этому несчастному старику, приведшему своего сына и не имевшего достаточной веры. О чём у другого евангелиста есть очень важное дополнение, когда это самый старик на вопрос Господа: «веруешь ли?», сказал: «верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9:24). Сам он исповедовал недостаток своей веры. И такой же, и даже в большей степени, недостаток веры был и у тех толп, которые хотя и следовали за Христом, но как мало из этих многотысячных народных масс оказалось истинных учеников, готовых последовать за своим Божественным Учителем куда бы Он ни пошёл!
Но и апостолы не остаются здесь без укора Господа. Когда наедине они спросили Учителя: «почему мы не смогли изгнать бесов?», Он ответил им: «За неверие ваше». Значит и они, святые ученики Христа, которые незадолго до этого, по Его повелению, проходя города и веси, исцеляли всякую болезнь и всякую немощь в людях, изгоняли бесов, тем не менее, были несовершенны в вере. И это заставляет нас задуматься о том, что такое настоящая вера, вера подлинная, которая, по слову Господа, даже будучи как зерно горчицы, способна переставлять горы.
Вера бывает разной. И бесы, говорит апостол Иаков, веруют и трепещут, но… остаются бесами. Их не меняет их вера, ничего нового не привносит в их существование, не возвращает им утраченное ангельское достоинство. Нет, наверное, вообще неверующих людей! В каждом какая-то вера присутствует. Я при этом имею в виду веру религиозную, веру в Бога. Даже самый последний атеист, боясь признаться самому себе в этом, имеет в себе некую веру в сверхъестественные силы, во что-то такое, что неподвластно его воле, и что выходит за пределы видимого материального мира.
В атеизме очень много нечестности. Если бы человек до конца был честен сам перед собой, то он бы признался, что и он имеет некую веру в Бога, боясь только назвать её «верой в Бога». Поэтому само наличие веры никого не делает лучше; она – естественна. Вера так же присуща человеческой душе, как и любовь, и надежда, – всё это есть неотъемлемое её свойство. И без веры жить человек на земле вообще не может! Мы постоянно доверяем себя этому миру: ближним и дальним, своим начальникам, своим детям, обстоятельствам жизни… Вступает человек в супружеский союз, и он не имеет гарантий, что всё у него будет благополучно. Это всегда риск. И, тем не менее, человек идёт на этот риск, веря в то, что обретёт на этом пути счастье. Выбирает человек себе профессию, и, чтобы преуспеть в ней, поступает в какое-то учебное заведение, но ведь у него нет гарантий, что он будет успешен на этой стезе. Он доверяет себя и этому учебному заведению и самим обстоятельствам. Садится человек в самолёт, и нет гарантий, что он долетит до места назначения. Он вверяет себя искусству пилота и всем тем, кто отвечает за безопасность движения, в том числе, и в воздухе. Итак, верою наполнена вся наша жизнь. Мы шагу не можем ступить без веры, потому что мы не знаем, что будет с нами в следующую минуту. Это естественно, это нормально! Само наличие веры – это ни добро, и ни зло. Это – естественно!
Но Господь ждёт от людей иной веры; не как естественной черты человеческой природы, а как произволения души, как акта свободы и любви, обращённой к Богу. А Бог есть истина и абсолютное благо! Вот когда мы Ему(!) себя доверяем – незримому Вседержителю, вот тогда мы и становимся на путь веры уже не естественной, а благодатной, той веры, которая способна менять и человеческое сердце, и человеческий ум, и всю человеческую жизнь.
Но эта вера всегда предполагает духовный подвиг именно потому, что она является проявлением не естества, а свободы духа. Здесь сам человек проявляет себя в своей свободе и определяет, что для него дорого, что ценно, что он действительно любит и к чему стремится; Эта вера способна двигать горами! Но за эту веру приходится дорого платить.
Вспомним другой полюс веры по отношению к вере бесовской (той, которую имеют бесы и трепещут, но ангелами не становятся). Другим полюсом является вера Авраама, который доверился Богу и это вменилось ему в праведность (Быт. 15:6); он был наречён другом Божиим за свою веру и отцом всех верующих, то есть, иными словами, Сам Господь Авраама в его подвиге веры предлагает нам в качестве эталона, на который мы должны равняться. Он – эталон той веры, к которой нужно стремиться.
А что сказал апостол об Аврааме? Что он в безнадёжных обстоятельствах поверил Богу с надеждой! Вот когда является вера – когда всё против неё, когда нет никакой человеческой надежды, но, отревая всё человеческое, всё малодушие, всю немощь, все аргументы житейского здравого смысла, всю мудрость века сего, мы остаёмся верны Богу, мы продолжаем Ему доверять, даже если это будет стоить самой нашей жизни.
Вот так Авраам вёл своего сына на заклание, а это было хуже, чем если бы он отдал на заклание своё собственное сердце. Я убеждён, что он в любую минуту был готов отдать жизнь, только бы не было такого повеления от Бога. Но оно было! И Авраам предпочёл исполнить это повеление, доверяя Богу тогда, когда для веры, казалось бы, не оставалось никаких оснований.
Вот – та вера, которая двигает горами, которая совершает великие чудеса! Самое главное – это та вера, которая меняет нас и делает нас из безжизненных камней – чадами Божиими, из грешных – святыми, из земных – небесными, из чад плоти – чадами Божиими.
И когда ученики слушают Господа, Его учение о вере, Он продолжает и говорит, «что сей род (то есть род бесовский) изгоняется только молитвою и постом». И очень важно, что о молитве и посте говорится после слов о вере. Потому, что не всякая молитва и не всякий пост способны очищать человека от власти духов злобы, от власти греховных страстей и помыслов.
«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдёт в Царство Небесное, – говорит Господь (значит, не всякая молитва меняет человека, делает его лучше), – но тот войдёт в Царство Божие, кто исполняет волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21). А вот вера – это и есть то, что направлено на исполнение воли Небесного Отца. Вера и послушание – это одно и то же.
Без послушания веры никакой нет, ибо что о ней свидетельствует? – Вера без дел мертва! А делами веры являются дела послушания Богу, то есть дела исполнения Его заповедей, хранение совести, потому что и это есть голос Божий, звучащий в нас. Вот – что такое дела веры! И их исполнение есть послушание, а послушание есть то, о что изостряется наша вера, на основании чего она делается живой и действенной. Поэтому нужно и молиться, и поститься, но – для того, чтобы явить своё послушание Богу, чтобы вверить Ему свою жизнь – в надежде, что Господь призрит на наши искренние, обращённые к Нему труды и дарует Свою благодать, которая и изменит нас.
Нас меняют не молитвы наши и посты, а Божественная благодать! Так вот нужно так молиться и так поститься, чтобы благодать эту – привлечь. То есть не так, как книжники и фарисеи, которые тоже молились и постились, а Бога – распяли. Значит не было в них этой живой веры, которая способна была бы опознать в человеке Иисусе из Назарета – Сына Божия. Но мы должны не как они делать эти добрые, необходимые дела, а истинно, по-христиански: молиться от всего сердца, прося у Господа прощения наших грехов, благословения наших дел, в полном сознании того, что без Бога ничего доброго быть не может.
И поститься должны не как диету совершать, а ради того, чтобы, несколько ущемив свою телесную природу, высвободить из-под её бремени свою природу духовную, сделав, тем самым, её способной ощутить присутствие в нашей жизни Бога. Он присутствует! Только сердце наше ожирело от плоти. Вот и нужно его несколько истончить!
Если кому и нужна диета, то не столько плоти, сколько нашему сердцу. А значит, не в одном лишь отказе от скоромных брашен заключается пост, а в отказе от греховных стремлений, желаний, пристрастий. И, наоборот, в предпочтении всему этому того духовного, что ведёт нас к Богу и что выражает в себе любовь и к Творцу нашему, и к ближнему.
В чём и желаю я вам помощи Божией, благодатью Духа Святаго и предстательством святых угодников Божиих.
Аминь!