19-го августа, в праздник Преображения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Божественную литургию в кафедральном Богоявленском Соборе города Москвы возглавил епископ Павлово-Посадский Силуан, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
По завершении богослужения Преосвященный владыка Силуан поздравил всех присутствующих с великим праздником Преображения Господня и обратился к духовенству и прихожанам Елоховского Собора с архипастырским словом.
«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие отцы, братья и сёстры! Сердечно поздравляю вас с праздником Преображения Господня, который посвящён воспоминанию удивительных событий, в таком обилии явленных ученикам, что трудно их разом вместить. Поэтому на каждую из сторон этого события попробуем посмотреть отдельно.
Во-первых, в Евангелии говорится, что Господь взошёл на гору помолиться. И во время молитвы Его лик пречистый и даже Его одежды просияли паче солнца (Лк. 9:28-29). Велика сила молитвы! Она объединяет нас с Богом, потому что представляет собой не только слова, объединённые в некий текст, которые мы изливаем, обращаясь к Небесам.
Молитва, по выражению святых отцов, это беседа человеческой души с Богом. А любая беседа – это диалог, в котором участвует не один, а двое. На то он и – диалог!
Поэтому, как только мы обращаемся и умом, и сердцем своим в молитве к Богу, тут же, сразу, в этой молитве перед нами, пусть незримо, но реально присутствует Сам Бог.
Вот, какое великое чудо – молитва! Стоит только обратиться к Богу, и Он уже здесь и внимает нашим словам. И чем искренней будут эти слова, чем из большей глубины сердца они будут произноситься, чем с большей верой, тем больше будет и плод. А плод Божественного участия в этом молитвенном диалоге – это наше с вами освящение. Поначалу оно может быть и незримым, но вполне реальным. Благодать Божия входит во время молитвы в наш ум и сердце, очищает от греховных мыслей, препобеждает греховные страсти, наполняет радостью и миром, помогает понимать логику нашей жизни. Вот он – ответ Бога на наши к Нему слова! Таково Его участие – не в словах, а в благодатном действии в нашем внутреннем человеке.
И если мы не оставим труд молитвы, то тогда наступит такой день, когда и наше тело просветится паче солнца; потому что на Фаворе просветилось тоже – человеческое тело, то, в которое Господь благоволил облечь Своё Божество. И явление это было – для нас, чтобы показать какую славу Господь уготовал верующим Ему и любящим Его.
Но не только Слава эта была явлена. Явилась вся полнота Святой Божественной Троицы. Сын Божий по плоти просиял паче солнца перед Своими учениками. Дух Святый явился в виде облака, осенившего апостолов и произведшего в них такое удивительное действие, что они пожелали навсегда остаться на этой вершине. «Господи, хорошо нам здесь быть!, – сказал Христу ревностнейший Его ученик, – давай сделаем три палатки: одну Тебе, одну – Моисею, и одну – Илии», которые явились вместе с преобразившимся Христом на вершине. И, быть может, это не мудрые (духовно) слова, но они были абсолютно искренни, и происходили от удивительного переживания блаженства, которое явилось следствием действия благодати Святаго Духа. Облако было зримым явлением этой благодати, той реальностью, которая меняла сердца, наполняя их новой божественной жизнью. И из этого облака прозвучал голос Отца Небесного:
«Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте!» (Лк. 9:35).
Этот голос прозвучал тем, кто способен был его услышать. Голос Божий непрестанно звучит в нашей жизни: и со страниц Священного Писания, и в нашей совести, и в обстоятельствах нашей жизни, и в советах тех, кому мы дороги. Но не так часто мы слышим этот голос Божий. Нам кажется, что это хор человеческих голосов, и мы не придаём ему должного значения, а потому и не слышим во всём этом голоса Самого Бога.
А апостолы – были способны! И поэтому – услышали; и последовали этому голосу, насколько хватало их сил.
Это событие, положенное в основу нынешнего праздника, конечно вспоминается Святой Церковью не только для того, чтобы прославить Господа, Его святых учеников-апостолов, Моисея и Илию, которые явились на вершине горы, один – как представитель живых, а другой – как представитель усопших.
Но этот праздник совершается – для нас с вами; чтобы, взирая на это событие, приводя его себе на память, а более – созерцая его духовными очами, мы износили и некий урок для себя, а более всего – вдохновение следовать за Господом, исполняя волю Его Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте!»
Вот и должны мы с вами, дорогие братья и сёстры, слушать Господа нашего, внимая Священному Писанию, руководствуясь своей совестью, стараясь верою воспринимать всё, что происходит в нашей жизни, потому что всё, что происходит с нами – происходит по воле Божией.
Мы, просто, погружены в стихию Божественного о нас Промысла, Божественной о нас заботы!
Но для того, чтобы всё это увидеть, осознать это и принять, нужно преобразиться.
А что для этого нужно? Вот, это мы и видим в сегодняшнем событии – нужно взойти на гору, которая есть символ оставления пристрастия к мирскому и усилия, обращённого к Богу…
Я поднимался на эту гору. Она, хоть и не очень высокая, но, всё же, требует усилий в восхождении. Поэтому – нужны духовные усилия, но усилия разумные, усилия искренние, усилия не внешние, а от избытка сердца. И, вот, тогда Господь постепенно преображает нашего внутреннего человека, а, вслед за ним, и всю нашу жизнь. И тогда, постепенно, то ощущение блаженства, которое переживали святые апостолы на горе Преображения, входит и в нас.
И в этом ощущении блаженства, шаг за шагом, совершенно растворяется вся горечь трудов и скорбей, которые мы добровольно готовы нести ради того, чтобы добровольно слушаться нашего Господа, по воле Небесного Отца.
Призываю на всех вас Божие благословение, желаю духовного преуспения о Господе.
Храни всех Господь!».