Слово епископа Силуана в 8-ю Неделю по Пятидесятнице
Поздравляю вас, дорогие отцы, братья и сёстры, с воскресным днём! И, как всегда, во время Божественной литургии перед нами раскрываются небесные тайны, предстоящие духовному нашему взору, и, среди них, те духовные тайны, которые звучат со страниц Священного Писания, которые иногда повергают мысль в недоумение, в трепет, в безмолвие: настолько они превосходят всякую человеческую логику, и всякий житейский опыт.
Именно такие слова Священного Писания звучали ныне – они находятся в послании апостола Павла к Коринфянам (1Кор. 1:10-18), где он, во-первых, призывает верующих во имя Христово избегать всяких разделений, говоря о том, что мы должны пребывать «в одном духе и в одних мыслях» (1Кор. 1:10). Но это по-русски. По-славянски, «в одном разумении и в одних мыслях». А если обратиться к греческому оригиналу, то там тоже употреблены синонимические слова, с похожим значением (νοῦς и γνώμη). И, тем не менее, раз они употреблены вместе, значит апостол хотел поставить некоторые акценты, выделить нюансы значения этих слов. Ведь в слове Божием, написано ли Оно евангелистами, апостолами или пророками, нет ничего случайного; каждое слово исполнено и благодатной силы, и разума Божия.
И вот, святитель Феофан Затворник предлагает нам так понимать эти слова, что мы должны избегать разделения друг с другом как в учении о нашей вере, так и в отсутствии любви друг к другу. Единство – подлинное, во Христе – предполагает единомыслие и единодушие, то есть единение умов и сердец, единство в понимании Божественной истины, и единодушное к Ней стремление.
Ибо в чём ещё может проявляться единодушие, как не в общей любви к Тому, Кого мы признаём Главой нашей Церкви, Её Основателем, Сыном Божиим и Спасителем мира?!
И далее, апостол благодарит за то, что он никого не крестил среди коринфян, за исключением немногих. Странного рода благодарность, но апостол поясняет:
«Ибо послал меня Бог не крестить, а благовестить» (1Кор. 1:17).
Действительно, во времена апостола, хотя благодатная сила Божия была являема множеством удивительных чудес и знамений, сохранялась и немощь человеческая. И она проявляла себя, наряду с прочим, ещё и в некотором тщеславии. А это тщеславие проявляло себя в разделении на, своего рода, партии, так что один говорил «я Кифин», то есть – я ученик Петра, другой «я Аполлосов», то есть – ученик другого апостола, «я Павлов», а некоторые говорили «я Христов» (1Кор. 1:12). И те, кто говорили так, они говорили наиболее верно, если бы верно понимали. Но, по всей видимости, понимали неверно, и, поэтому, заслужили укор от апостола Павла.
«Разве Павел за вас распялся?»
– говорит, в противовес таким суетным, чисто человеческим идеям, святой апостол язычников.
Апостолы проповедовали не себя! И вообще, их учение было, по выражению того же апостола Павла, не в хитросплетенных словах человеческой мудрости (2Кор. 1:12). А какой великий соблазн в этих словах, вообще, в человеческой мудрости – великое притяжение; как трудно от неё оторваться!
Да у большинства людей не возникает даже мысли об этом! – Зачем? Это же культура! И она весьма глубокомысленна. И во многих своих частях она тоже рассуждает о вечном.
Да, человеческая культура в своих вершинах и глубокомысленна, и рассуждает о вечном. И подвигает мысли наши рассуждать о добре и зле. Но всё это рассуждение никого не меняет. Вот, в чём бессилие человеческой мудрости! А очень часто эта мудрость не только не ведёт к, но и уводит от Бога. Ей как бы не достаёт в простоте евангельских слов какой-то глубины, какой-то изюминки, остроты, оригинальности. И поэтому, вновь и вновь она пытается восполнить Евангелие.
И, желая Его восполнить, очень часто Его искажает. Так возникают христианские ереси: они возникают не от безбожия, не из атеизма, не из сознательного богоборчества, а из желания что-то дополнить, что-то поправить.
Поэтому апостол Павел и завершает этот короткий отрывок тоже очень глубокими, удивительными и сокрушающими человеческую мысль словами: «мы проповедуем Христа распятого» (1Кор. 1:23).
…«Слово крестное для погибающих есть юродство, а для нас, спасаемых, – Божия сила и Божия премудрость» (1Кор. 1:18).
Нет ничего безумней распятого Бога, если рассуждать по-человечески. С человеческой точки зрения, эти вещи непримиримы. Бог – это понятие, в котором присутствует мысль о всемогуществе, о величии, о безграничности. Как может такое существо претерпеть самую позорную смерть? Как вообще оно может умереть? Всё это для человеческой мудрости безумно.
Но это – истина! И об этой истине мы знаем не из слов, а из дела Самого Сына Божиего. Он самим делом взошёл на Крест. И Своим крестным безмолвием Он явил истину гораздо полнее, чем даже словами Евангелия. Если бы не было креста Христова, Евангелие бы осталось одним из нравственно-философских учений. Точно также, как и Ветхий Завет; оно не имело бы никакой силы менять человеческое сердце.
Сила Евангелия – в Кресте Христовом, в Его безмолвии. Вот и мы с вами, если хотим облечься силой Крестной, должны не только быть слушателями очень глубокого и прекрасного слова евангельского, но, в первую очередь, его исполнителями.
А исполнение евангельского слова – это Крест. А Крест – это умирание. И кто не решится в своём сердце умирать за слово Христово – для своего Я, своих желаний, своих страстей, своих привычек, «обычаев века сего», земных пристрастий, а, может быть, и для всей совокупности земной жизни – тот не сможет исполнить Евангелие, «тот не достоин Меня», – говорит Господь.
Вот почему это слово для погибающих – юродство. Погибающие, я думаю, способны оценить глубину нравственной проповеди Евангелия. И было немало таких, которые высоко её ценили. Например, Лев Николаевич Толстой: он ценил нравственное учение Евангелия, но Христа распятого не признавал, и Церковь Его, всегда, в большей или меньшей степени на земле гонимую, тоже не признавал. Вот, и остался и без Христа, и без Церкви. Так что для того, чтобы быть истинным учеником Христовым, недостаточно признавать величие Его проповеди на словах, необходимо быть Его последователем. То есть исполнителем Его слов, в которых одно из главных следующее:
«Кто хочет быть моим учеником, тот да отвержется себя, и возьмет крест свой и по мне идёт» (Мф. 16:24).
И пусть нас не останавливают эти слова в нашей решимости следовать за Христом, ибо Он – Божия сила и Божия премудрость. И тот, кто решается на этот путь, – не пожалеет о нём, ибо он обретает такую премудрость на этом пути, перед которой все глубочайшие, но человеческие мысли, – это детский лепет; и такую силу обретает, перед которой сам диавол трепещет, ибо это уже не человеческая, а Божия сила.
Так что, если хотим облечься в Божие, то наш путь через крест, через юродство Креста. Пусть нас это вдохновляет – будем юродивыми в этом мире, следуя призыву слова Божия:
«кто хочет быть премудрым – будь безумным» (1Кор. 3:18).
В чём это юродство? Когда тебя обижают – не обижать в ответ; когда тебя ненавидят – любить и благодетельствовать; когда тебе выгодней украсть – отдать и то, в чём ты нуждаешься; миловать, терпеть, смиряться. Всё это – безумие в современном гордом мире: такой образ поведения кажется совершенно проигрышным. – «Сядут на шею и будут ездить», – так кажется. Но если мы всё это делаем ради Христа, а не из человекоугодия, то Господь нас не посрамит, а, напротив, Божия сила и Божия премудрость будет проявляться и в наших поступках, в словах, и во всей нашей жизни.
Доверимся Богу! И Господь проведёт нас через все испытания и выведет к великой Своей славе. Аминь.