В 6-ю Неделю по Пятидесятнице и в день памяти святой равноапостольной княгини Ольги в храме святого мученика Иоанна Воина настоятель епископ Силуан в сослужении духовенства совершил Божественную литургию, по завершении которой обратился к присутствующим с архипастырским словом.
«Сердечно поздравляю всех вас, дорогие отцы, братья и сёстры, с воскресным днём и с памятью святой равноапостольной княгини Ольги, которой мы с вами обязаны начатками святой Христовой веры на нашей земле!
Не прост был путь наших предков ко Христу. По преданию, первыми христианскими князьями были ещё Аскольд и Дир, которых воспитатель князя Игоря, вещий Олег, предал смерти, быть может, не только из политических соображений, но и за их христианское исповедание. А вот супруга князя Игоря, святая Ольга, которая также была воспитана, как и все её современники, в языческих верованиях своей земли, тем не менее, обрела путь к истинному Богу.
И в её случае это был и путь сердца, и путь ума; не случайно она стяжала наименование ”премудрой”. И, действительно, мудрость свою она являла и в политическом управлении зарождающегося древнерусского государства, и в обретении духовной перспективы для вверенного ей народа. Я не буду подробно останавливаться на её житии. Меня в её лице поражает то, насколько
«Дух дышит идеже хощет» (Ин. 3:8).
Ведь женщина, по выражению апостола, есть «немощнейший сосуд» (1Пет. 3:7): ей, порою, саму себя нести сложно. И не потому, что она существо второго сорта, а потому, что у неё особое призвание: ей дана особая сила чувств для того, чтобы она являла эту силу в своей семье, в своём окружении, возгревая этой энергией и вдохновляя мужчин на их дела.
А здесь, при всей природной немощи, жена являет такую удивительную мудрость, и мужество, и силу духа, и стойкость, и последовательность, которую нечасто найдёшь и у представителей сильной половины человеческого рода. И это, безусловно, является действием в ней благодатных даров.
Господь каждому даёт тот дар, который человек может раскрыть наиболее полно. Об этом говорит и апостол Павел в сегодняшнем отрывке из послания к Римлянам (Рим. 12:6-14), призывая нас с вами служить тем даром, который он получил от Бога. И это очень важный призыв! Он предполагает, что мы должны открыть в себе этот дар. Увидеть, что в действительности в нас является даром от Бога, а не результатом наших страстей, похотей, ложных стремлений и суетных желаний.
Как часто всё это суетное и ложное заслоняет от нашего умного взора наше подлинное призвание! Что значит увидеть своё призвание? Это означает – познать о себе волю Божию. Потому что призвание человека есть ничто иное, как призыв к нам Самого Бога: шествовать по той стезе, для которой Он и привёл нас в этот мир.
Он создал нас именно такими, чтобы нам было удобно исполнить своё призвание. Святая равноапостольная Ольга своё призвание исполнила: на поприще политической жизни, на поприще, своего рода, духовного руководства народом. Потому что своим примером, своими богомудрыми речами она не мало людей привлекла к вере Христовой, хотя всенародное крещение было ещё впереди и осуществилось лишь её внуком – святым равноапостольным князем Владимиром. Но помимо вот этих частных призваний, которое для каждого своё, есть и для всех нас общее призвание.
Мы все призваны быть христианами! А что значит быть христианами? На этот вопрос есть очень простой ответ, который даёт сам Основатель Святой Христовой Церкви, по имени Которого мы и именуемся “христианами” – наш Божественный Учитель и Спаситель рода человеческого. Он Своим ученикам говорит в прощальной Своей беседе:
«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).
И всё Божественное Писание, есть ничто иное, как проповедь о любви.
Любовь, по выражению того же апостола Павла, есть «совокупность совершенства» (Кол. 3:14), то есть, в ней заключены все добродетели, все черты божественной жизни: честность, совесть, правда, надежда, вера, мужество, терпение, молитва, милосердие. Всё это – разные грани одного и того же духовного устроения, общее имя которого – любовь.
Вот эта любовь и должна являться всеми своим гранями. Причём, апостол Павел говорит и о характере такой любви: она не должна быть формальной. «Любовь – нелицемерна», – говорит он (Рим. 12:9), то есть не только в лице мы должны эту любовь являть, но и в сердце ею гореть по отношению к ближнему. И далее апостол продолжает: «любите друг друга с нежностью» (Рим. 12:10). С нежностью невозможно любить друг друга лицемерно, формально. С нежностью можно любить только по-настоящему. Причём эта нежность должна быть не по плоти и крови, а по вере нашей и по духу. То есть не только в отношении к тем, к кому она естественна, то есть к своим родственникам, но и к тем, кто является нашими братьями и сёстрами во Христе. Вот он – критерий подлинного христианства!
И мы должны каждый раз заглядывать в своё сердце и отвечать себе на вопрос: «А есть ли в нас эта любовь, есть ли в нас эта нежность, это расположение к нашим братьям и сёстрам по вере? Да и вообще, ко всякому ближнему?». Это и будет свидетельствовать о подлинности нашего христианства, о глубине нашей веры, о том, насколько мы в действительности причастны Духу Святому. Потому что так любить только лишь по естеству человеческому – невозможно.
Так любить можно только будучи причастником благодати Святаго Духа. Только такая любовь – настоящая, нелицемерная, с нежностью, – и есть верный критерий нашего истинного стояния в Боге.: что это стояние не мечтательно, нам не кажется только лишь, что мы христиане, но что мы являемся таковыми и на самом деле; что мы в сердце Бога чувствуем, и это не отвлечённая идея, это реальная энергия нашего сердца. Когда Господь входит в него, оно преображается и становится способным на то, на что по естеству способно не было.
С нашей стороны важно лишь желать этого состояния, стремиться к такой жертвенной, по отношению к ближним, любви, не боятся потерять ради неё что-то из земных своих благ. Но ценить её превыше всех благ. И тогда Господь, видя то, что мы ценим это духовное сокровище по достоинству, обязательно нам его даст. И тогда это сокровище любви станет в нас Царством Божиим, пришедшим в силе. И, имея это Царство, мы ни о чём не пожалеем – ни о каких жертвах, – напротив, будем благодарить Бога за этот великий дар.
Я хочу сегодня особо поздравить именинниц с днём их небесной покровительницы. Пусть Господь молитвами святой равноапостольной княгини Ольги укрепляет вас в подражании ей на путях мудрости и любви.
Храни всех Господь!»