Перед этой иконой мы обращаемся к Божией Матери с молитвой, в которой именуем её «Заступница усердная»…
В канун праздника Казанского образа Божией Матери в храме святого Иоанна Воина состоялось всенощное бдение с акафистом перед особо чтимым здесь списком этой иконы.
В ходе службы настоятель нашего храма епископ Силуан обратился к присутствующим с архипастырским словом, в котором, в частности, сказал:
«На протяжении столетий этот праздник был одним из величайших торжеств нашего народа… Почему это так? Потому, что люди чувствовали особую милость Божию, которая преподаётся им предстательством Пресвятой Богородицы от Её святынь, а наипаче – от Казанской иконы. Перед этой иконой мы обращаемся к Божией Матери с молитвой, в которой именуем её «Заступница усердная»…
Если обратиться к истории, то образ этот был обретён во граде Казани тогда, когда вера православная подвергалась в этом, в недавнем прошлом ещё только мусульманском городе, поруганию. Православных там было меньшинство, этот город был татарским, он таким и остаётся… И хотя русские люди с уважением относились к иной вере, к татарскому населению, но тем не менее сами со стороны этого населения нередко подвергались насмешкам, которые усиливались особенно тогда, когда по попущению Божиему, население Казани подвергалось разным бедствиям, и почему-то, иногда, эти бедствия сильнее касались именно православных. Так случилось и в 1579 году, когда в Казани был сильный пожар, и большей частью пострадали христианские кварталы. И действительно, татары посмеивались , спрашивая: «Где же ваш Бог? Что у вас за православная вера? В чём её “правость”, в чём её православие? Может быть, Господь гневается на вас, что вы неправые его ученики?». Конечно, это больно резало по сердцам православных людей, повергало их смущение.
… Но у Господа ничего не бывает просто так. И любое испытание таит в себе некий великий содержательный смысл. И пожар этот был попущен не для того, чтобы поругана была вера православная. А для того, чтобы воссияла она с новой силой – когда на этом пепелище, где ничего не сохранилось, всё сгорело, посреди пепла была неповреждённой обретена икона Пресвятой Богородицы. Это обретение совершилось в результате троекратного явления Божией Матери отроковице Матроне, которую вначале никто не хотел слушать: ни её родители, ни соседи, ни даже власти. До тех пор, пока она, будучи поражена грозным, уже последним, третьим, явлением Пресвятой Богородицы, буквально со слезами умоляла послушать её – пойти и обрести эту святыню. Тогда, преклонённые не столько верой, сколько мольбами этой девочки, взрослые пошли. Они долго искали, но ничего не нашли. Были уже на грани разочарования, когда сама Матрона с лёгкостью обрела чудотворный образ.
Этот образ воспринял будущий Патриарх, а тогда – священник одной из Казанских церквей – Гермоген, в свои руки. Перед ним стали возноситься молитвы, и сразу же потёк обильный ток чудес. В первую очередь, сила Божия через этот образ была явлена на слепых, но не только на слепых телесными очами, которые получали здравие от этой иконы, но и на слепых духовной слепотой, так что укрепились очи веры православных людей. А многие магометане, будучи поражёнными этим чудом, по крайней мере, склонялись перед величием православной веры.
… Русские люди восприняли явление Казанского образа Божией Матери как заступление восточных пределов, укрепляющегося тогда и расширяющегося Отечества. Русское государство в XVI веке начало расширяться, это был не простой процесс, но именно тогда, ещё во времена Ивана IV Васильевича, прозванного Грозным, Русь перешла через Урал, вошла в Сибирь. Этот поход возглавил Ермак Тимофеевич и именно с этого момента началось освоение бескрайних просторов современной России. Расширялась она и на север, и на юг. А явление Казанского образа вдохновило и укрепило русских людей, которые рассчитывали не столько на силу своего оружия, не столько на мудрость правителей, сколько на волю Божию. Им важно было убедиться, что есть воля Божия – быть России такой, какая она есть, великой и могущественной. И они, уже как послушники этой воли, Промысел Божий реализовали своими трудами.
Такое понимание глубоко жило в сознании и правителей русских, и русского народа. Поэтому и царь Пётр, который был очень неоднозначной исторической фигурой, который, с одной стороны, принимал законы даже вредившие Церкви, а с другой стороны, искренне чтил православные святыни и православных подвижников, в основание Северной Столицы тоже приносит список с Казанского образа Пресвятой Богородицы. А до Петра I, в начале XVII века, именно с этой иконой ополчение Минина и Пожарского освобождало наш Первопрестольный град от иноплеменных завоевателей в то время, когда сама русская государственность уже прекратила своё фактическое существование.
И снова Заступница Усердная заступила наше Отечество и наш народ!
… Но не надо думать, что Пресвятая Богородица через Свой образ являла силу лишь на врагах Отечества и сохраняла лишь рубежи нашей страны. Нет! Она не забывала и о личных нуждах верных чад Православной Церкви. Поэтому именно этим образом чаще всего родители благословляли своих детей на вступление в брак, видя в нём особое ограждение этого брака от всяких бед и нестроений. Поэтому-то списков с Казанской иконы Божией Матери, чисто статистически, сохранилось больше всего, несмотря на гонения на Церковь, и те пожары, в которых гибли тысячами православные святыни.
… Пресвятая Богородица и нас заступит – от врагов видимых и невидимых. Думается, что именно чувство этой надёжной защиты, этого необоримого ограждения и влечёт православное сердце в этот день почтить Пресвятую Богородицу перед Её образом. И это совершенно справедливое чувство!»
История чудотворного образа «Богоматери Казанской» и его обретения в нашем храме >>>