Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Только что мы с вами слышали отрывок из Евангелия, в котором рассказывается история посещения Господом Гергесинской страны (Мф. 8:28-9:1). В этой стране жило два бесноватых, – они были изгнаны из города, и жилищем их служили пещеры, в которых по обычаю Востока было принято погребать умерших, – во гробах было их житие, как свидетельствует евангелист Матфей.
Почувствовав пришествие Бога, они обратились к Нему со словами:
«Зачем Ты пришёл раньше времени мучить нас?».
Это были слова не людей, а тех духов злобы, которые всецело завладели их телами, омрачили их сознание, и делали с ними всё, что хотели. На языке аскетики это именуется «беснованием», когда человек себе уже не принадлежит, когда свобода его почти что отнята. Это тяжёлое испытание для человеческой души, но Господь, порою, попускает его. Однако не надо думать, что эти страдания – удел лишь немногих несчастных, которым Господь, по какой-то причине, попустил быть обладаемыми духами злобы. В той или иной мере все мы с вами обладаемы духами злобы. И по этому поводу святитель Игнатий Брянчанинов говорит: кто думает, что он не бесноватый, тот самый худший бесноватый, он пребывает в глубокой прелести. Ибо те формы беснования, которые мы видим на примере двух несчастных, о которых слышали в сегодняшнем чтении, проявляются не часто. Но в менее выраженной форме это беснование представляет собой ни что иное, как послушание диаволу. Когда оно бывает в нашей жизни?
Когда мы следуем внушаемым от бесов помыслам, когда мы живём по страстям, которые этими помыслами разогреваются в нашей душе. Исполняя движение страстей и веление помыслов, мы тем самым исполняем волю «отца лжи и человекоубийцы искони» (Ин. 8:44), а не волю Божию. И чем же это – не беснование?! Что же тогда другое беснование, как не послушание диаволу?!
Чтобы не быть послушником диавола, нужно быть послушником Бога, – но от всего сердца и ума, а не формально! А послушание Богу означает искание – с жаждой, активное – исполнить волю Божию. Вначале её познать, а потом её исполнить! Но она и познаётся только тогда, когда мы желаем её исполнить. Правда Божия открывается лишь жаждущему её сердцу. Господь явил Свою силу над томившимися недугом беснования несчастными гергесинскими страдальцами. Беснование было столь велико, что, когда духи злобы, изгнанные из их тел, вселились, по попущению Христа, в стадо свиней, – всё это стадо взбесновалось и ринулось с крутизны в море. И всё в нём погибло. Вот какая великая сила пребывает пусть в отпадших, но всё же бесплотных духах! Такая сила, что по свидетельству святого праведного Иоанна Кронштадского, если бы Господь попустил, то и самый малый из них мог бы перевернуть весь мир. Поэтому никто не думай, что он силен против бесов своей собственной человеческой силой. Кто так думает – тот и есть бесноватый, тот в глубочайшей прелести, ибо он уже всецело во власти диавола. А истинно духовный человек не приписывает себе того, что от Бога. Человек может противостоять всему полчищу демонов, но не своей, а Божией силой, то есть, силой, которую он черпает в таинствах Церкви, в Её соборной жизни.
Для того Господь и учредил на земле Церковь и сделал нас Её членами, чтобы одарить нас Своею, превосходящей всю силу вражию, благодатью. И вот этой благодатью, если мы стоим в ней, мы можем препобеждать и козни лукавого, и собственные свои грехи.
Но не то удивительно, что бесы издеваются над человеком. Это их дело, они представляют собою абсолютное зло, в них нет ни пощады, ни жалости, ни благородства, ничего доброго. Зло – это зло! И в диаволе и его воинстве оно абсолютное, то есть исключает какие-бы то ни было признаки добра. В нём нет никакой красоты, и поэтому романтизировать, облагораживать злодейство, зло – это большое заблуждение. Красота – от Бога! Если она присутствует в человеческой жизни, то это означает лишь то, что зло ещё не в полной мере такого человека захватило.
Но в диаволе, бесах никакой красоты нет. Их зло омерзительно и беспощадно, но это понятно и не удивительно. Не удивительна и великая сила, могущество Божие, которое Он являет над этими несчастными, освобождая их от тирании зла. Это – дело Божие!
«Бог есть любовь» (1Ин. 4:16)
и Ему жалко Своё творение. Поэтому Он ищет нашего спасения, нашего блага, и телесного, и духовного; помогает нам в наших нуждах, порою даже без наших об этом прошений; всё в нашей жизни устраивает ко благу и пользе.
Удивительно другое. Удивительно, как человек может изгонять из своей жизни Бога, будучи свидетелем Его чудес, Его могущества, Его Истины. А именно это делают жители этой страны, когда узнают, что Господь лишил их земных благ в виде этих свиней. Они возлагали на них, очевидно, какие-то материальные надежды, а Господь их лишил. И, кстати, следует заметить, что не просто так это произошло. Ведь, по Закону Моисееву, свинья – это животное нечистое, и членам богоизбранного ветхозаветного народа не дозволялось вкушать свиней в пищу. А следовательно, не имело смысла и разводить их. Жители же Гергесинской страны, очевидно, этот закон нарушали. Как минимум, они разводили свиней, а, с большой долей вероятности, можно предположить, что и вкушали их.
Нет, ничто из сотворённого не является по природе нечистым. И об этом мы знаем от самого Господа, Который засвидетельствовал апостолу Петру в особом видении: «что Бог сотворил чистым, того не почитай нечистым». Нечистота эта не природная, нечистота эта – педагогическая. Господь таким образом, через различение внешне чистого и нечистого, приучал Свой народ к аскезе, к воздержанию, к исканию прежде Царства Небесного. Но жители Гергесинской страны возлюбили больше земное, причём, в образе свиней – наиболее плотское, наиболее бездуховное. И настолько возлюбили, что Бога изгоняют из своих пределов. Потому и боятся, как-бы следом Он не лишил их всего остального. Это кажется невероятным, но, тем не менее, так происходит – именно сознательное отречение от Бога! Осознанное изгнание Его из своей жизни. Это самая страшная форма отречения – апостасия. Большинство людей не принимают Бога в своей жизни потому, что Его не знают, не почувствовали Его присутствие в этом мире. Это тоже плохо, но понятно. Не открылись очи их сердец и, поэтому они и не понимают, как Бог действует в их жизни. А здесь ведь – всё очевидно. Господь являет Свою любовь, избавляя от великой беды их земляков. Господь являет Свою невиданную власть и могущество, сотворив это чудо. И вот, видя всё это, гергесинцы, тем не менее, гонят Его, просят уйти от них. Я был свидетелем чего-то подобного много лет назад, когда к священнику в моём присутствии подошёл один молодой человек с невероятной просьбой – я больше ни разу не слышал такого, это было один раз только в жизни – он просил… его раскрестить. «А почему?», – спросил батюшка. – «Мешает». Он чувствовал эту силу, но она ему мешала жить по своей воле, наслаждаться земными благами – уделом свиней. Но ещё более удивительно – это то, что делает Господь. Он не низводит огонь с небес, Он не являет Свой гнев над этими безумцами… Он от них – уходит! И это самое страшное наказание, наказание – богооставленностью.
Когда Бог оставляет человека или народ – это свидетельствует о его безнадёжности: что нет уже надежды на исцеление, ни этого человека, ни этого народа. Наш народ прошёл через отступление от Бога, но оно, всё-таки было, скорее, в неведении. Хотя ведение оставалось, но это ведение было лишь теоретическим. Народ наш утратил ощущение очевидности богоприсутствия в его исторической судьбе и в окружающем мире. И поэтому начал искать то, что нужно было искать у Бога, – на земле, возжелав построить Царство Небесное, но только без Неба, без силы Неба, без Бога. И конечно, из этого ничего не получилось. Но это был не просто – эксперимент; за этот эксперимент наш народ заплатил многими жертвами – миллионами погибших людей в гражданском противостоянии, в репрессиях. И у истоков этой трагедии стояло убийство царской семьи. А это ведь были не просто правители, это были те правители, на которых почивала благодать Божия, которые были помазаны на царство. А миропомазание на царство – это Таинство. Это не просто красивый обряд, это – некое благоволение Божие, которое народ наш – не весь, но в лице значительной части его представителей – отверг, хотя и не отдавая себе до конца в этом отчёт. Может быть, только это, отчасти, и искупает эту вину. Но лишь отчасти. Для того, чтобы искупить её в полной мере, наш народ должен вернуться… нет, не в прошлое! Нельзя вернуться в прошлое; нужно вернуться к истокам, которые в прошлом питали жизнь нашего народа, укрепляя его в преодолении всех испытаний, которые ему выпадали. Именно будучи укрепляемым этой благодатью, народ наш преодолевал эти испытания со славой и честью и стал тем, чем стал – одним из вершителей судеб этого мира.
И вот сейчас мы стоим перед тем же выбором, перед которым сто лет назад стояли наши предки. Этот выбор тот же самый, перед которым стояли и жители Гергесинской страны. Мы видели много благодеяний над нами от Бога, и, тем не менее, Господь оставляет нам свободу: выбрать Ему верность или снова от Него отречься и пойти своим путём, который неминуемо ведёт к катастрофе.
Потому что, что такое человек без Бога? – «Грешная земля», по выражению преподобного Силуана Афонского: и немощная, и вся во грехах. Без Бога может человек устроить на земле не Царство Небесное, а только ад. И, отчасти, уже его устроил. Такой степени враждебности по отношению друг к другу, в которой пребывает современный мир, никогда не было. Люди воевали, да! Почти каждый год русские князья в древности со своими дружинами отправлялись в воинские походы. Но это было нечто совсем иное. А сейчас враждою наполнено каждое сердце. И если она не проявляется, то это только потому, что повода нет.
А стоит дать хотя бы малейший повод, то всё это зло из нас изливается на головы наших ближних. А народы воюют друг с другом порою вообще не понятно из-за чего. Если разобраться по существу, то и не из-за чего. И, тем не менее, кровь льётся, и велики жертвы. Испытания эти попускаются Богом именно для того, чтобы мы осознанно свой выбор сделали.
«Жизнь и смерть предложил Я тебе, – говорит Господь каждому из нас со страниц Священного Писания и продолжает, – избери жизнь» (Втор. 30:19).
Вот, и теперь Господь желает, чтобы мы избрали жизнь; но жизнь возможна только с Ним, когда не отвлечённо, а полнотой сердца и ума человек вступает в единение со своим Творцом, желает исполнить Его волю по любви к Нему, в понимании того, что воля Божия по отношению к человеку в одном: в благе человека, в его спасении. Поэтому безумно этой Воле противиться! Это означает подражать тем самым гергесинцам, которые свиней предпочли Богу. Не будем предпочитать свиней наших страстей и помыслов, нашего плотолюбия безграничной и совершенной красоте Бога! Лучше предпочтём Бога, и тогда всё остальное приложится нам. Аминь.
Подробнее о службах в 5-ю Неделю по Пятидесятнице >>>