15-го июля в праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне епископ Павлово-Посадский Силуан совершил Божественную литургию в храме Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках.
Его Преосвященству сослужили клирики храма: настоятель протоиерей Александр Кашкин, протоиерей Марк Соукуп, иерей Алексий Хилов, иерей Георгий Свирин. Диаконский чин возглавил диакон храма Иоанна Воина на Якиманке Иоанн Макаров, ему сослужил диакон храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках Александр Курицын. Помогал за богослужением протоиерей Виталий Баранов.
Богослужебные песнопения исполнил праздничный хор Влахернского храма под управлением регента Романа Чепика.
После сугубой ектении была возглашена молитва о восстановлении мира.
По завершении Литургии духовенство и молящиеся совершили праздничный крестный ход, после чего епископ Силуан обратился к присутствующим с архипастырским словом:
«Сегодня я благодарен Богу и Его Пречистой Матери за то, что смог разделить с вами престольное торжество этого святого храма. Какому сердцу православного христианина не близка Пресвятая Богородица?! Её в самый страшный день Своей земной жизни с Креста Сын Божий благословил быть нашей Матерью в лице апостола Иоанна Богослова. Вы наверное помните эти слова евангельские:
«Же́но! се, сын Твой. Чадо! се, Матерь твоя!».
Таким образом, в лице апостола Иоанна, по толкованию некоторых экзегетов, Господь усыновил весь человеческий род Своей Пречистой Матери.
Но даже если бы не было этих слов, то всё равно Она для всех нас – Мать. И не в переносном смысле слова. Она стала источником той пречистой плоти, которую Господь воспринял в день Своего Воплощения, а, начиная с Тайной Вечери, Преподаёт всем нам. И, причащаясь от единой чаши Тела и Крови Спасителя, мы в буквальном смысле становимся Его братьями и сёстрами, в первую очередь, по духу; а затем и по плоти, но по плоти обоженной, святой, Христовой плоти, которую Он воспринял от Пречистой Своей Матери.
Принимая в себя Его Плоть и Кровь мы становимся Ему сотелесными и единокровными. Значит, и Пресвятая Дева Мария становится нам Матерью. И она имеет попечение о каждом из нас.
Но божественное попечение, попечение святых, ощущается нами и усваивается нами в той мере, в каком мы раскрываем для него наше сердце. В той мере, в какой мы следуем их примеру.
В праздники Пресвятой Богородицы, которых очень много в течение церковного года, мы всегда слышим одни и те же чтения из Нового Завета. Одно из них принадлежит апостолу Павлу (Евр. 9:1-7), а другое заимствовано из Евангелия от Луки (Лк. 10:38-42, 11: 27-28).
Так вот, апостол Павел говорит здесь «о святом святых ветхозаветного храма», в символическом образе которого подразумевается Пресвятая Богородица. Она является храмом Пресвятаго Духа, по преимуществу; Она есть Святое Святых этого мира. И каждый из нас призван подражать Ей в том, чтобы вслед за Ней также соделаться храмом живущего в нас Бога. Как говорит нам с вами и апостол Павел со страниц Священного Писания:
«Разве не знаете, что вы храмы Святаго Духа?».
Вот какое великое достоинство несёт в себе каждый христианин.
А что значит – быть храмом Святаго Духа? Некий ключ к пониманию этого даёт нам евангельское чтение, в котором повествуется о двух сёстрах – Марфе и Марии, сёстрах Лазаря Четверодневного. …В одно из Своих посещений этой семьи Господь, по Своему обыкновению, возвещал слово евангельской Истины. И Мария внимала Его словам, будучи настолько захваченной их красотой и глубиной, что не в состоянии была оторваться от Божественного Учителя. Это вызвало неудовольствие её сестры Марфы, которая, как вы помните, даже несколько укорила не только свою сестру, но и Господа: «… разве Тебя не беспокоит, что сестра моя оставила меня одну в моем служении?», которое тоже было делом любви, но осуществлявшемся посредством земных дел. …Предание Церкви почтило обеих сестёр, увидев в них дополнение друг друга: и то нужно, и другое. Более того – одно без другого не существует.
Если человек захвачен истиной евангельской, но никак это в делах своих не воплощает, в любви к ближнему, то чего стоит тогда такое прочтение Евангелия?
«Вера без дел мертва» – знаем мы от апостола Иакова (Иак. 2:20).
И любовь без дел тоже мертва…
Мария указывает нам на то духовное сокровище, которое мы должны стяжать в своём сердце, чтобы быть способными послужить ближнему. А Марфа указывает на то, что это служение высоко в очах Божиих, потому что по нему Он судит о глубине нашей веры и истинности нашей любви.
Если мы стараемся в сердце своём иметь и тёплую веру, и горячую любовь, и стараемся, укрепляемые этой благодатной силой, служить своим ближним, то это и делает нас храмом Святаго Духа. Тогда Дух Святой освящает нас изнутри и благословляет наши дела. И тогда, взирая на наши дела, весь окружающий мир прославляет Отца нашего Небесного.
Поэтому, когда мы чтим Пресвятую Богородицу, или святых угодников, то всегда очень важно помнить о том, что это почитание не должно быть лишь на устах наших.
Самое главное почитание святых – это в меру наших сил подражание их подвигу веры и любви. И в какой мере мы будем преуспевать на этом пути, в такой и будем ощущать всегда пребывающее с нами благословение Божие, молитвенный Покров Пресвятой Богородицы, предстательство святых угодников Божиих».