28-го июня 2022 года, в Седмицу 3-ю по Пятидесятнице, день памяти святителя Ионы, митрополита Московского, всея России чудотворца, Высокопреосвященнейший митрополит Воскресенский Дионисий совершил Божественную Литургию в Успенском соборе Московского Кремля, где пребывают мощи святителя.
По завершении богослужения клирик нашего храма иерей Антоний Смирнов произнёс проповедь в память святителя Ионы.
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы с вами, дорогие братья и сёстры, празднуем память святителя московского, святого митрополита Ионы. Совершаем Божественную Литургию в древнейшем Успенском соборе Московского Кремля, в котором почивают нетленные мощи святого митрополита. Именно святитель Иона оказался первым Московским митрополитом, которого избрали только русские епископы, с чего фактически и началась автономная жизнь Русской Православной Церкви.
Святой Иона родился в 80-х годах XIV века в семье землевладельца Феодора, недалеко от древнего города Солигалич, который находится примерно между Костромой и Вологдой. С ранних лет мальчик стремился к иноческой жизни. В одном из монастырей Костромской области Иона принимает монашеский постриг в весьма раннем возрасте, в 12 лет. Через некоторое время он оказывается в братии московского Симонова монастыря, где несёт послушание пекаря. Из Жития известен случай, когда Симонов монастырь посетил святитель Фотий, и после молебна захотел преподать своё благословение братии, которая трудилась на послушаниях. Зайдя в пекарню, он увидел уснувшего от многих трудов молодого инока Иону, у которого правая рука была сложена в благословляющем жесте. Митрополит попросил не будить уставшего инока и благословил его со словами: «будет велик святитель во странах земли Рускиа». Слова святого Фотия оказались пророческими. Прожив много лет в Симоновом монастыре, в 1431 году Иона был рукоположен во епископа и назначен на Рязанскую и Муромскую кафедру. Немало трудов положил он на то, чтобы обратить ко Христу иноверных жителей своей епархии.
Вскоре после кончины митрополита Фотия святитель Иона возглавил Русскую Православную Церковь. В 1432 году он именуется «нареченным в святейшую митрополию Русскую». Однако междоусобная борьба за великокняжеский престол великого князя Василия II Васильевича и его дяди, Галицкого князя Юрия Дмитриевича не позволили святителю выехать в Константинополь к патриарху Иосифу II для поставления на митрополию. В это время Литовский князь Свидригайло посылает Смоленского епископа Герасима в Константинополь для посвящения в митрополита Литовского.
Епископ Герасим вернулся из Константинополя митрополитом «на Русскую землю»; в 1435 году, заподозренный князем Свидригайло в измене, он был схвачен и сожжен. После кончины митрополита Герасима в Константинополь отправился епископ Иона. Но, прибывши в столицу Византии, он узнал, что патриарх Иосиф уже поставил на Русскую митрополию некоего Исидора. В 1439 году Исидор принял унию на Ферраро-Флорентийском соборе. По возвращении в Москву в 1441 году он был заточен в Чудов монастырь. Немедленно был созван Собор русских иерархов, который осудил «Исидорово все дело». В том же году Исидор бежал за границу, умер в Риме в 1462 году.
Когда стало окончательно ясно, что Константинопольский патриарх согласился на унию, Русская Церковь стала на защиту чистоты Православия. В декабре 1448 года в Москве был созван архиерейский Собор для избрания предстоятеля Русской Церкви. 15 декабря святитель Иона был избран митрополитом Всероссийским. Так прекратилась зависимость Русской Церкви от Константинополя и было положено начало автокефалии, которая реализовалась уже во всей полноте появлением патриаршества в 1589 году.
Удивителен и глубок Промысел Божий о Русской Церкви. В своём младенческом состоянии, после Крещения Руси, ей необходимо было водительство Константинопольской матери Церкви. К середине XV века она становится достаточно крепкой, и по независящим от неё причинам, через отпадение от православия Константинополя, Господь призывает её к самостоятельной жизни, так называемой автокефалии. И человеком, через которого Господь совершил эту важную метаморфозу в жизни Церкви Русской, был сильный и мужественный подвижник, святитель Иона митрополит Московский. Сколько раз Господь испытывал его жизненными обстоятельствами. Законно избранному претенденту на московскую кафедру пришлось перенести множество трудностей, прежде, нежели он начал управлять Русской Церковью. Сначала междоусобные брани князей русских препятствовали ему отправится в Константинополь. Потом внезапное поставление епископа Герасима Литовского с титулом «всея Руси». Далее опередивший его Исидор, предавший Православие, и терпеливое семилетнее ожидание решения проблемы с принятием унии Константинопольской Церковью. Всё это время святитель Иона смирялся и уповал на волю Божию. Как говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин):
«У Бога всё бывает вовремя для тех, кто умеет ждать».
Через изучение истории Церкви, братья и сёстры, каждый из нас может почерпать много духовной пользы. Видя Промысл Божий о Церкви, заботливую руку Божию, которая ведет ко спасению чад Церкви, мы невольно начинаем задумываться о Промысле Божием и в жизни каждого из нас.
Что мы можем считать Промыслом Божиим в нашей жизни? Подробно это раскрывает преподобный Ефрем Сирин:
«Все от Бога — и благое, и скорбное, и недостойное; но одно — по благоволению, другое — по домостроительству, третье — по попущению. По благоволению — когда живем добродетельно, ибо угодно Богу, чтобы проводили мы жизнь безгрешную, жили добродетельно и благочестиво. По домостроительству — когда, впадая в ошибки и погрешая, бываем вразумляемы; по попущению же — когда и вразумляемые не обращаемся».
Заботливо Промышляя о каждом из нас, Бог имеет главной целью вечное спасение и исцеление от греховных страстей. Об этом учит и святитель Иоанн Златоуст:
«Как врача мы уважаем не только тогда, когда он питает, но и тогда, когда изнуряет голодом, не только когда выводит на улицу, но и когда заключает дома, не только когда намащает, но и когда жжет и отсекает, — потому что, хотя эти действия противоположны, но имеют в виду одну цель, — так и Бога должно прославлять за все, и тем более, что там человек, а здесь Бог, и что те действия часто имеют противоположный исход, а дела Божии совершаются с величайшею премудростию и промышлением».
Будем же, братья и сестры, взирая на премудрый Промысл Божий, Который явился в нашей Русской Церкви через святителя Иону Московского, стараться видеть Его и в жизни каждого из нас. Через это мы будем способны познавать любовь и заботу Божию к нам, благодаря и славословя Его за всё. Аминь.»
Источник фото: телеграм-канал Центрального викариатства