Сердечно поздравляю всех вас дорогие отцы, братья и сёстры с великим праздником в честь Рождества святаго Предтечи, пророка и Крестителя Господня Иоанна!
Господь Сам указал на великое достоинство этого угодника Божия, наименовав его большим из рождённых женами (Мф. 11:11).
В чем же величие святаго Иоанна? В том, наверное, что он воспринял образ почти каждого духовного подвига, который известен Христовой Церкви.
Он был пророком, и из пророков – последним, венцом пророков. Поэтому он пророчествовал о Том, Кто идёт после него, но Будет больше его. И Кто крестит уже не водою, а огнём Духа Святаго.
Он предвосхитил и апостольское служение, потому что первым указал на пришедшего в мир Агнца Божия, первым возвестил о Нём человеческому роду. Он был и первомучеником, потому что дни своей земной жизни окончил страдальчески, будучи усечён мечом по воле дочери Иродиады – незаконно возлюбленной царя Ирода.
Конечно же, он был и чистым – и по полоти, и по духу – подвижником, предвосхитившим преподобническое житие. Потому что всю жизнь свою он прожил в пустыне; пищей его были акриды (саранча) и дикий мёд; а одеждой его были верблюжьи волосы, как повествует Евангелие, то есть он облекался в шкуру. Так и жил – в пещерах, в пустыни, вечно постнически, не имея никаких телесных утешений. Поэтому трудно найти такой образ подвижничества, который бы не прошёл святой Предтеча Господень.
Но самое главное его дело – это то, которое и обозначается наименованием «Предтеча», и другим наименованием – «Креститель». Два эти наименования – Предтеча и Креститель Господень – связывают его непосредственно со служением пришедшему в мир Спасителю рода человеческого. Он и приуготовил Его пришествие. Каким образом? – Призывая своих современников к покаянию! Потому что для того, чтобы принять Спасителя в своё сердце, всей своей жизнью – нужно стать на путь покаяния. Именно с призыва к покаянию начинается Евангелие Господне. Вслед за Предтечей и Господь наш, Иисус Христос, также начинает Свою проповедь словами:
«Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное».
Покаяние – это великая наука, я бы даже сказал, – великое искусство. С него не только начинается наша духовная жизнь; покаяние – эта та канва, в которой наша духовная жизнь должна протекать постоянно, всё более и более углубляя это святое искусство покаяния. И кто преуспел в этом искусстве – тот спасётся, потому что тот, кто кается, тот, по слову Спасителя, имеет Царство Божие к нему приблизившимся. Покаяние очищает наше сердце, а чистое сердце зрит Самого Бога, познаёт Его и становится Его нерукотворным храмом.
И, во вторую очередь, святой Иоанн был Крестителем Господним. Прозревая Кто пришёл на Иордан креститься от него, он со страхом и трепетом пробовал уклониться от этой страшной и великой миссии, от этой небывалой чести.
«Ты ли крестишься у меня? Мне подобает креститься у Тебя» (Мф. 3:14).
Но в том и святость, что она превосходит и человеческие страхи, и человеческую логику, потому что она идёт путём послушания. И когда Господь сказал:
«Оставь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15),
Иоанн Креститель, со страхом и трепетом, исполнил то, что должен был сделать.
Поэтому и не удивительно, что Святая Церковь, вслед за Пресвятой Богородицей, чтит его превыше прочих угодников Божиих. Потому что велика его благодать от Бога, велико его дерзновение ходатайствовать о каждом из нас. И если мы чтим его по достоинству, посещаем в день его памяти храм святой, обращаясь к нему с молитвой, то и он не применёт помянуть нас в молитвах своих пред престолом Вседержителя и исходатайствовать нам каждому то, что ему потребно и полезно.
Молитвами святаго Предтечи Господня Иоанна, Господь да благословит и хранит всех нас. Аминь!