Поздравляю всех вас, дорогие отцы, братия и сёстры, с праздником Русской земли, с памятью Всех святых – наших сродников по плоти, – которые вышли из нашего народа и своими подвигами прославили и земное своё отечество, а наипаче отечество небесное.
Мы совершаем их память вслед за теми, кто её установил в начале ХХ-го века на Поместном Соборе 1917-18 гг. Это было время непростое, когда вокруг Собора, вокруг первопрестольного града, где он проходил, развивались трагические события: противостояние различных сил и людских масс, относившихся к одному народу, к одной цивилизации, друг с другом. Это называют гражданской войной, – когда брат восстаёт на брата. Это самое ужасное, самое трагическое событие в истории любого народа. И многие народы через подобные события проходили, когда раздирается тело одного общества, происходящего от единых предков, говорящего на одном языке, живущего на одной земле.
Поэтому и служба этого праздника наполнена, с одной стороны, радостью, восхищением таким великим сонмом святых, которых явила русская земля, а с другой стороны, – горечью от той ситуации, в которой они были прославлены все вместе, как Собор святых русской земли.
Почему мы вообще совершаем этот праздник, выделяя святых, можно сказать, по «национальному признаку»? Хотя это и не совсем так. Ибо хотя мы и говорим: «святые Русской земли», – но среди них далеко не все русские по крови и плоти, среди них было немало тех, кто принадлежал не только к иным этносам, но даже и к иным расам. Потому что русская Церковь всегда была многонациональна, она всегда следовала заветам апостола Павла, который говорит, что «во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного, ни мужчины, ни женщины». И нет – не потому, чтобы Церковь всё это нивелировала, отрицала, считала неважным. Совсем не поэтому! А потому, что в Церкви все эти особенности человеческого существования на земле перестают быть разделяющими факторами.
Вне Христа всё разделяет: и пол, и национальность, и социальное положение, и образовательный уровень, и даже место жительства. Всё становится разделяющим фактором! А во Христе всё это преодолевается, преодолевается разделение. А вот то, что является особенным в каждом человеке – не нивелируется, а, напротив, взаимообогащается.
Церковь именуется апостолом Павлом «телом Христовым». А в теле есть разные члены. Но все они нужны, хотя они не идентичны. Они не могут друг друга заменить, как сам апостол говорит: может ли глаз сказать ноге: «Ты мне не нужна»? Нет, не может, всё нужно! Вот так особенности человека – и личные, и национальные – необязательно должны быть причиной разделения. Они призваны быть причиной взаимообогащения. Если мы правильно, духовно, к этому относимся. А «духовно» значит – по Христу.
Вот и ныне, прославляя святых русской земли, мы не отделяем их от святых земли греческой, или земли Ближнего Востока, откуда вышло христианское благовестие, или от земли Западной Европы, где на протяжении тысячи лет христиане жили в одной с нами Церкви. Мы лишь свидетельствуем, что народ наш принял веру не внешне, не как зависимость от греческой культуры или философии, а как то, что народ принял всем своим сердцем, осмыслил всем своим умом, сделал своей жизнью.
Потому и явились святые, что русская земля оказалась землёй плодоносной, на которой слово Божие принесло обильный плод. И этот плод явил святость самым различным образом. Церковь чтит святых, которые относятся к разным чинам, а чины святых соответствуют особому подвигу, который проходили те или иные угодники Божии. Среди них были апостолы, и равноапостольные мужи, и жены, главным призванием которых было распространение веры Христовой. И они распространяли её по лицу всей земли не только и не столько в «хитросплетенных словах человеческой мудрости», по выражению апостола, сколько в явлении духа и силы, свидетельствуя о Боге больше жизнью своей, чем своими устами.
Но таковые были и на нашей земле: были равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга, были равноапостольные просветители и Пермской земли – святитель Стефан, и далёкой Японии – святитель Николай, и алтайских инородцев – святитель Макарий, и алеутов, эскимосов на североамериканском континенте – святитель Иннокентий, и многие, многие другие.
Был и великий сонм наследников апостолов – святители Божией Церкви, которые благовествовали о Христе, научая вверенный им народ твёрдо держать в сердце своём веру православную, и не только исповедовать её своими устами, но и жить по ней. И здесь я даже не берусь всех их перечислять. Это десятки и сотни подвижников, нам и времени не хватит, чтобы просто назвать их имена.
Среди русских святых, конечно же, были и мученики. На протяжении почти тысячи лет их поначалу было не так и много. Хотя они и были, не все из них пострадали непосредственно за веру, но все пострадали во имя веры, исповедуя в самой своей смерти, в готовности умирать свою верность Христу.
И этот великий сонм святых мучеников и исповедников начинается святыми благоверными князьями Борисом и Глебом. Но особенно этот сонм умножился в ХХ-ом веке. И мы прославляем тысячи новомучеников и исповедников Церкви Русской, которые в годину гонений от Христа не отреклись, но были верны Ему до конца. Они были готовы отречься от всех благ: благополучия земного, своего здоровья, от карьеры, от денег, от славы; они были готовы ввергнуть себя в пучину опасности. От всего они отрекались, не готовы были отречься только от одного – от Христа, Спасителя и Бога нашего. И тем самым именно святые русской земли, особенно в ХХ-ом веке, были наиболее русской частью этой земли. Они и есть подлинные наследники Святой Руси. И, обращаясь к их опыту духовному, к их подвигу исповедническому, мы можем учиться тому, что значит быть русским человеком.
В последние десятилетия это понимание очень сильно подорвано в нашем обществе усиленной «вестернизацией», как это называют. В душе мы, вроде бы, русские, а по уму уже больше европейцы, а кто-то и дальше куда-то смотрит – на Америку… И таким образом происходит то, что является трагедией последних столетий нашего народа, когда «ум с сердцем не в ладу». Вот именно из этого безмирия внутреннего и проистекают все наши проблемы! А уже конкретные действия власти, общества, и тому подобное – это следствие, вытекающее из главной причины. Внутренне надо примириться, вернуться к себе, в себя, к своему наследию, к той Святой Руси, наследниками которой мы являемся и веру которой нам заповедовали хранить отцы Поместного Собора 1917-18 гг., прославившие сонм русских святых.
Среди этого сонма мы, конечно же, прославляем и преподобных отцов. Среди них особенно сияют, как звёзды пресветлые, Антоний и Феодосий Киево-Печерские – основатели русского монашества, его вдохновители; затем великие их преемники, среди которых особой вершиной духовной является преподобный Сергий, 600-летие обретения мощей которого особенно воспоминается в этом году, а часть его мощей ныне обносится по лицу нашего Отечества; преподобный Серафим Саровский, который жил в XIX-ом веке – веке, когда ослабевала вера православная, особенно в образованном обществе. И вот перед этим разуверяющимся в Боге обществе преподобный Серафим был ярким свидетельством истины православной веры. А вслед за ним – преподобные Оптинские старцы, а в ХХ-ом веке – Серафим Вырицкий и многие, многие другие.
Блаженные, Христа ради юродивые! Это особый чин, который был явлен наиболее обильно именно на русской земле, но не потому, что русские «не от мира сего». Хотя быть «не от мира сего», в верном смысле этого выражения, хорошо, правильно! Быть «не от мира сего» значит быть от иного мира, значит быть со Христом, который сказал: «Царство Моё не от мира сего». Вот, юродивые и были такими гражданами небесного отечества, оставаясь русскими по плоти людьми. И перед своими соплеменниками самой жизнью своей, своим кажущимся безумием, они изобличали всю суетность лжеименного человеческого знания, превозносящейся земной мудрости. Не то, чтобы отрицали её, но указывали, что это не та точка, на которой можно остановиться, что должно искать мудрости вышней, горней. И только через причастие этой вышней мудрости можно понять мир, в котором мы живём, и все его тайны.
И, конечно же, святые праведные мужи и жены, среди которых были благоверные цари и князья, и самые простые люди, для которых поприще их жизни, служения, труда не было преградой для следования вере! Потому что они святыню веры исповедовали самими этими трудами. Политики были святы в политике, матери – святы в своём материнстве, жены – в своей заботе о мужьях и семьях, мужи – на том поприще, к которому призвал из Господь, чтобы они послужили отечеству и земному, и небесному.
Нет такого подвига святости, который бы не отозвался в сердцах русских людей, принеся обильный плод. Это значит, что для каждого из нас Господь близок и каждому предлагает путь, который ему более всего соответствует. Главное, чтобы этот путь не отрицали, не отвергали, но всем сердцем отзывались на призыв Того, Кто создал наш народ вот таким, неповторимым, Кто провёл его через горнило великих испытаний, не раз постигавших предков наших, да и нас с вами, на протяжении тысячелетней его истории. Эти испытания нередко превышали сами возможности понимания, они были как бы абсурдны, нелогичны, но, может быть, в этом и был их смысл. Чтобы мы не полагались на свою логику, на свои земные, хотя и не малые силы, а больше полагались на Бога, укрепляясь Которым наш народ проходил все испытания, и пройдёт те испытания, которые ныне выпали на его долю и, может быть, встретят его в будущем.
Не следует этого бояться! Любые испытания, сколь бы тяжкими, страшными они не казались – есть благословение от Бога. И чем труднее они, тем к большей славе влекут тех, кому их посылает Господь.
Господь никогда не посылает испытаний для того, чтобы помучить нас с вами. А для того, чтобы мы стали лучше, чище, святее и, тем самым, были бы достойны наших великих предков, которых мы по праву именуем Святой Русью.
Будем и мы с вами Святой Русью! Но это возможно только в том случае, когда мы и умом, и сердцем, и всей своей жизнью отзовёмся на тот призыв, который слышали сегодня во время службы: «Русь Святая, храни веру православную. В ней же тебе утверждение». Аминь.
С приходом владыки Силуана, в храме значительно усилилось Слово Божие. Да хранит Господь Бог владыку и умножит мудрость и глубину его проповеди.