Слово епископа Силуана в день престольного праздника Свято-Троицкой Александро-Невской обители в селе Акатово
12-го сентября, в праздник перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург Божественную литургию в соборном храме Александра Невского Свято-Троицкого Александро-Невского женского ставропигиального монастыря возглавил епископ Павлово-Посадский Силуан, викарий Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.
Его Преосвященству сослужили протоиерей Дионисий Васильев, клирик Заиконоспасского монастыря г. Москвы, иерей Димитрий Штых, клирик монастыря, диакон Иоанн Макаров, клирик храма Иоанна Воина на Якиманке.
За богослужением с игуменией Антонией и сёстрами молились игумения Неонилла, настоятельница Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря с сёстрами, а также воспитанницы и учителя Православной женской Александровской гимназии и гости обители.
По окончании богослужения был совершен молебен с крестным ходом, завершившийся многолетием Святейшему Патриарху Кириллу, богохранимому Отечеству, сестрам обители и всем православным христианам. По отпусте праздничного богослужения Преосвященный владыка обратился ко всем присутствующим с архипастырским словом.
«Сердечно поздравляю всех вас, дорогие отцы, всечестная матушка игумения, дорогие братья и сёстры, с праздником святого благоверного великого князя Александра Невского, который был и подвижником, и героем нашей русской земли.
Он проходил разнообразные служения. На стезях политической, военной, общественной, духовной жизни требовалось его стояние в правде. Первое упоминание о подвигах святого благоверного князя связано с Невской битвой, в преддверии которой он вознёс молитву в Софийском соборе Великого Новгорода и, выйдя из него, укрепляя себя и свою дружину, произнёс знаменательные слова:
«Не в силе Бог, но в правде».
И эти слова затем станут как бы девизом всей его жизни. Иногда некоторые современные историки подвергают сомнению духовное значение князя Александра для нашего Отечества. Им кажется, что он был всего лишь региональным северо-восточным владыкой, который заботился исключительно о корыстных политических интересах, об удержании своей власти. И когда эти историки приводят разнообразные аргументы в пользу такого мнения, то с иными из них невольно бы и согласился, если бы не то почитание, которое сопровождало святого князя с самого дня его кончины. Ещё задолго до общецерковной канонизации народ русский почитал князя не просто за его политическую деятельность, но именно как святого мужа. Митрополит всероссийский Кирилл со скорбью воззвал в день его кончины: «Закатилось солнце русской земли». И это невозможно опровергнуть – то глубокое его почитание, которое было связано с именем этого подвижника. Если бы Господь не принял его в Свои обители в качестве заступника русской земли, в качестве Своего угодника, то не было бы этого почитания, оно бы быстро выдохлось. Однако оно пережило столетия, дожило до наших дней, и сейчас звучит с особой силой на фоне тех потрясений, которые на протяжении XX-го и первых десятилетий XXI-го века встречают наше Отечество на его историческом пути.
Обращение к памяти святого князя Александра лишь крепнет и обретает новый глубокий смысл. Ибо это обращение нас укрепляет в нашей вере и надежде, что Господь не просто так на этой северной, суровой в большинстве своих частей земле учредил народ, который называется Русью, Россией, и который за тысячелетие своей истории прошёл такие потрясения, которые редко какой иной народ выдержит. А наши предки не только прошли эти потрясения, но в них закалились. Могущество нашего Отечества лишь возрастало от потрясения к потрясению. Так было и в годы золотоордынского ига, так было и в Смутное время начала XVII-го века, так было и в годы первой Отечественной войны 1812-го года, так было и в революционные годы, и в годы великих войн XX-го века, так, верю, будет и теперь!
Есть некая высшая миссия у нашего народа даже тогда, когда он сам до конца её не осознаёт. Господь желает, чтобы руками представителей нашего народа совершалась Его правда. Может быть поэтому Он и вкоренил в наших души такое острое ощущение правды. То же ощущение, только которое гораздо более совершенным образом жило и в душе великого князя Александра.
Всё в своей жизни он делал по правде. По правде он воевал, отстаивая и честь своей земли, и правду Божию, потому что княжеское служение было благословенным уделом.
На него благословляли в Церкви через особый молитвенный чин и поэтому князья русские осознавали, что их труд не только земной, но и небесный, не только общественный, политический, но и духовный. Святой князь Александр следовал правде и тогда, когда ездил в Орду. Да, он не воевал с этим грозным и самым страшным противником русской земли, но не из трусости! Кто может обвинить в трусости того, в жизни кого было так много сражений, в которых он проявлял такую храбрость и мудрость, что ни одного из них не проиграл?!
Поэтому, если он действовал в духе мира по отношению к татаро-монголам, то думал при этом не о себе, а о том народе, который Господь ему вверил. Он угадывал своим внутренним чувством, в глубине своей чуткой совести, что именно этот путь есть путь правды, что сейчас нужно смириться, потому что восточный захватчик ничего более от тебя не требует, кроме твоей земли, твоего имущества – он не посягает на твою душу, в отличие от захватчиков западных, которые хотели именно души русского народа, которые хотели совратить его на ложный путь, еретический путь. И если бы тогда князь Александр не проявил этой поистине не столько государственной, сколько духовной мудрости, когда через мир с татаро-монголами он укреплялся в ополчении против западных поработителей, то не было бы сейчас никакой России. На просторах нашего Отечества было бы то же самое, что мы видим в западном мире – торжество содомских грехов, торжество богопротивления. Причём – богопротивления до конца произвольного, не вынужденного, богопротивления как своего выбора перед лицом вечности.
Да, наш народ далёк от святости. Но всё-таки для нас сохраняется возможность обращения к Богу, возврата к той правде, в которой стоял и которой укреплялся святой благоверный князь Александр. А для западного мира, пожалуй что, такой возможности уже и нет. Там просто её не видят, там просто этой правды не чувствуют и не осознают важности следования за ней.
Современная Россия во многом стоит благодаря тому выбору, который, в своё время, от её лица сделал святой благоверный князь Александр. Вот так часто бывает – история осуществляется не массами, а личностями! И личный выбор каждого значит, порою, больше, чем стадный инстинкт. Когда в народе каждый его представитель действует как личность, то есть в полноте ответственности за свой выбор, за свою деятельность, на том месте, куда его Господь поставил. Не обязательно быть для этого Патриархом или Президентом; даже если ты кирпичи кладёшь в стену, но делаешь это как перед Богом, с полной ответственностью за своё дело, с чистой совестью, то это отразится в состоянии всего мира. Вот так – у Бога! У Бога важно не то, что вовне, а то – что внутри! Поэтому, когда внутри человеческого сердца царствует правда, то какое бы, казалось, незначительное положение в этом мире не занимает, он вершит судьбы мира.
Каждый из нас своими грехами разрушает этот мир, а своей праведностью – его сохраняет и созидает.
Это хорошо понимали святые отцы. Удаляясь в пустыню, они не уходили от ответственности, напротив, в глубине своих пещер они делали для мира порой больше, чем великие политики и завоеватели, чем учёные, инженеры и строители. Потому что мир, по выражению преподобного Силуана Афонского, стоит молитвой,и когда иссякнет молитва – мир погибнет. Поэтому так важно каждое дело делать с молитвой!
А что значит – с молитвой? Ведь молитва – это не просто набор слов, пусть и священных. Тогда чем бы она отличалась от мантры? Нет!
Молитва – это диалог человека с Богом, и в этом диалоге присутствует не только человек, но и Бог.
И чем смиренней сердце человека в его молитве перед Богом, тем Бог ближе к такому сердцу, и слышнее у Него молитва такого человека. Если такой смиренный человек молится за весь мир, то Господь ради молитв даже одного человека хранит этот мир. Поэтому так важно, чтобы сохранялись молитвенники в нашем мире. И, конечно, где же быть молитвенникам, как не во святых обителях?!
Я усматриваю некое чудо Божие в том, что на протяжении последних тридцати лет в Русской Церкви, фактически, возродилось монашество. Возродилось из ничего или почти из ничего. Я помню те годы, когда оставалось всего несколько монастырей на всю Русскую Православную Церковь, а в ней – несколько десятков монахов и монахинь. И вот в эти обители, а потом и из них, в новоустраиваемые или возрождаемые, вдруг устремилось огромное количество молодых, зачастую, людей, которые выросли в атеистическое время и в юности своей ни слова не слышали о Боге. Думается, что это чудо стало возможным потому, что духовный корень нашего народа, несмотря на безбожные десятилетия, не засох. Он был погребён, как бы под неким пеплом неверия и забвения, но оставался живым и во благовремении дал обильные всходы. Эта обитель – возрождённая – тоже является ярким тому примером.
Хотелось пожелать матушке игумении, сёстрам сей святой обители подвизаться в правде Божией, в молитве – и за себя, и за весь мир. Хотел бы пожелать, чтобы помощь Божия молитвами святого благоверного князя Александра и всех покровителей святой обители сей всегда вам сопутствовала во всех начинаниях, уберегала вас от бед и искушений. Храни вас Господь!».
После службы все прихожане были приглашены в монастырскую трапезную за праздничный стол. Сёстры по традиции исполняли за трапезой военные и патриотические песнопения.
Фотографии предоставлены пресс-службой обители.