Слово епископа Силуана в 9-ю Неделю по Пятидесятнице
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа
Дорогие братья и сёстры! Мы только что слышали с вами отрывок из Евангелия от Матфея (Мф. 14:22-34), в котором повествуется о чуде, совершенном Господом после произнесённой Им проповеди.
Отпустив народ, сказано в Евангелии, Господь понудил Своих учеников войти в лодку и отправиться на другой берег Генисаретского озера, а посреди ночи, посреди бури морской, – пришёл к апостолам по воде. Вначале ученики испугались, поскольку это было что-то невероятное: какая-то тень во мраке ночи посреди бушующих волн приближалась к их лодке. Но Господь успокоил их, обратившись к ним: «Это Я, не бойтесь!».
И далее вновь происходит нечто невероятное. То, что Сын Божий являет Своё божественное могущество, не является невероятным – на то Он и Бог, что Ему всё подвластно: и вода, и земля, и жизнь, и смерть. Но здесь мы видим, как ревностнейший Его ученик – апостол Пётр, исполнившись дерзновения, просил своего Учителя:
«Повели мне прийти к Тебе по воде» (Мф. 12:28).
Здесь всё удивительно! Удивительно это дерзновение в немощном человеке; если бы это была дерзость от гордости, то навряд ли Господь благоволил бы к этой просьбе. Но здесь было нечто совсем иное – какое-то особое, глубокое, духовное вдохновение; то вдохновение, без которого невозможно служить Богу. И вот, прозревая в сердце апостола эту истинную духовную ревность, Господь и отвечает на неё Своим благоволением.
И в чём же благоволение Господне? В том, чтобы произошло нечто невозможное – чтобы человеческое тело, которое не может ходить по воде, тем не менее, совершило этот путь. «Иди», – говорит Господь своему ученику, и тот, дерзновенно ступив на воду, – пошёл!
Святые отцы обращают внимание на то, что силой, поддерживавшая на воде апостола Петра, была его всецелая обращённость к своему Божественному Учителю. До тех пор, пока он взирал на Христа, и не только телесными очами, но, наипаче, сердечными очами веры, то есть всецело Ему доверившись, до тех пор он по этой воде шёл как посуху. Она его держала, и ничто не могло воспрепятствовать его шествию. Невозможное стало для него возможным, потому что его укрепляла сила Того, Кто превосходит Своим могуществом всё, для Которого всё возможно. И только будучи облечёнными этой силой, люди тоже становятся способными на всё, даже на невозможное. А в данном случае, это шествие по воде есть и некий образ духовной жизни вообще, потому что духовная жизнь – это и есть такое шествие человека по волнам житейского моря к Богу. И в этом шествии невозможно опереться ни на что человеческое.
Если ты рассчитываешь на свои нравственные, психологические или физические силы, если ты полагаешься на людей больше, чем на Бога, то ты не сможешь к Нему прийти. Ты обязательно утонешь в этих бушующих житейских волнах. Обязательно что-то тебя сокрушит: если не человеческое, то – духовное, но идущее уже из мрачных глубин ада. Если бы только препятствия заключались в человеческой немощи и в мирских обычаях, можно было бы, употребляя титанические усилия, это преодолеть.
Но «наша брань не против плоти и крови, а против … духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12), каждый из которых бесконечно могущественнее человека. И в единоборстве с духами злобы ни на что человеческое опереться уже невозможно, ничто не выдержит этого противоборства. Только Господь может укрепить нас в этой борьбе!
И здесь важно никогда не терять этого духовного, обращённого к Богу, взора веры, никогда не малодушествовать в этой вере. Потому, что и апостол Пётр, когда сердце его поддалось малодушию, – ибо он увидел, что вокруг бушующее море, и обратился от своей духовной ревности к человеческому рассуждению, к человеческим чувствам и переживаниям, – он начал тонуть и заслужил укоризну от Господа:
«почто усомнился, маловерный?» (Мф. 14:31).
Вот и мы, однажды встав на путь веры, никогда не должны с него сходить, отдавая своё сердце маловерию и малодушию. Пусть нас укрепляет на нашем пути память о тех бесчисленных благодеяниях, которые Господь нам являл и продолжает являть, укрепляя нас в различных испытаниях, утешая, а нередко – совершая просто чудеса в нашей жизни, когда нечто невероятное, на что мы не надеялись даже, становится возможным.
Не будем как неблагодарные современники Господа, пользуясь Его чудесами, затем кричать «Распни Его!». Будем верны Ему до конца и в радостном, и в скорбном, и тогда Господь всё – и радостное, и скорбное – обратит нам на пользу нашему духовному преуспеянию. Аминь.