Слово епископа Силуана в 7-ю Неделю по Пятидесятнице
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сёстры! Мы только что слышали с вами боговдохновенные слова апостола Павла из послания к Римлянам (Рим. 15:1-7), в котором он призывает:
«Вы, сильные, немощи немощных носите, и не себе угождайте, каждый да угождает ближнему». (Рим. 15:1-2).
И при всей, на первый взгляд, ясности этих слов, нужно вникнуть в их подлинный смысл. Потому, что слово Божие – это не слово человеческое. Оно исполнено не только глубоких значений, но и благодатной силы. И насколько глубоко мы вникнем, умом и сердцем, в эти слова, настолько этой силы исполнимся для их исполнения.
Итак, кого апостол называет “сильными”? – Всякого, кто, во-первых, имеет веру. И чем эта вера глубже, подлиннее, живее, тем сильнее человеческое сердце к перенесению всех испытаний.
Но эта вера, порою, возрастает в нас, а порою – подвергается большим испытаниям, так, что даже сильные – немоществуют. Поэтому сильными именуются не только те, кто раз и навсегда пребывает в духовной силе, а тот, кто именно в данный момент сильнее своего ближнего. Мы всегда в чём-то сильны. И поэтому из этой силы должно проистекать угождение ближнему.
А что значит – угождать ближнему?
Есть ведь и грех, который именуется человекоугодием. Слово одно, а значение – различно, даже взаимоисключающе. Человекоугодием согрешает тот, кто, в действительности, ищет не пользы ближнему, как заповедует нам апостол, а своей собственной. Именно для этого он угождает, заглядывает в глаза, говорит приятные вещи, чтобы, в конечном счёте, что-то от этого ближнего получить для себя.
Но апостол говорит совсем о другом. Он говорит о перенесении тягот немощных людей. И как каждый из нас в чём-то силен, так каждый из нас в чём-то немощен. Поэтому каждый нуждается в помощи, а с другой стороны, может понести какие-то немощи ближнего. Кто-то имеет великое терпение, но обуреваем похотью; и поэтому, терпением он может укрепить других, а в борьбе с блудной страстью – сам нуждается в укреплении. Кто-то сосредоточенно и усердно молится, но не может противостоять чревоугодию; и поэтому, молитвой он может укрепить ближнего, а в борьбе со страстью – сам нуждается в помощи со стороны ближнего, чтобы его, по крайне мере, не соблазняли. Итак, много есть немощей и страстей, и каждый из нас является обуреваемым в большей степени какой-то одной; и, вместе с тем, имеет от Бога и какую-то особую силу, особый дар, который дан ему не для того, чтобы он себе угождал, а чтобы искал пользы ближнего.
И это – очень важные слова апостола, которые указывают, для чего человеку даны дары. И те способности, естественные, природные, которые каждый из нас имеет, и те благодатные силы, которыми укрепляет нас Господь, даются нам, в первую очередь, не для того, чтобы мы ими пользовались сами и для себя, а для того, чтобы служили другим.
И апостол Павел предлагает нам в качестве примера самого Господа, Который не Себе угождал. И Сам Господь говорит в Евангелии:
«Я пришёл не для того, чтобы Мне послужили, а, чтобы, послужить и отдать душу Свою во искупление многих» (Мф. 20:28).
Служение является смыслом жизни человека на Земле. А служение – это когда не для себя ты что-то делаешь, а для Бога и для ближнего. И только верующий человек, для которого Слово Божие является последней, абсолютной истиной, способен увидеть в этих словах великий источник вдохновения – жить не для себя, а для других. Парадоксальным образом именно тогда, когда ты служишь другим, ты живёшь всей полнотой жизни. Для твоего сердца тогда раскрывается весь безграничный мир: и видимый, и невидимый. Потому что сам ты открываешь для него своё сердце. Тот, кто живёт для себя – живёт в себе, и сердцу его тесно; и он сам от этого страдает. А тот, кто раскрывает своё сердце для Бога безграничного и для всего множества окружающих людей, сердце того – широко, и в него вмещается весь мир, со всеми своими благами, красотами, сокровищами. Вот логика духовной жизни: чем больше ты себя отдаёшь, тем полнее ты живёшь, тем большим смыслом, красотой и жизнью наполнено твоё существование.
Но апостол Павел имеет в виду здесь и нечто иное. Не только то, чтобы сами вы обрели полноту совершенства, но и, чтобы, угождая друг другу, мы обрели единомыслие и единодушие, то есть некое абсолютное единство, которое является великим утешением для человеческой души.
Человек, говорят, есть существо социальное. И это, отчасти, верно. Потому, что только вместе с другими человек может иметь счастье на Земле и блаженство в будущем веке. А когда среди этих других – Бог, к Которому обращено это единство, тогда это уже – Царство Божие, пришедшее в силе. По слову Господа, который говорит:
«где двое или трое соберутся во имя Моё, там Я посреди них» (Мф. 18:20).
А где Бог, там и Его Царство, там – блаженство будущего века, переживаемое уже на Земле.
И целью этого единства является прославление Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Это – самая бескорыстная цель, когда мы ничего не просим, даже не просим о прощении грехов, а прославляем Бога за то, что Он такой, какой Он есть – Прекрасный, Благий, Истинный, Бессмертный, Любящий, всё Содержащий, и всё Собою Наполняющий (Еф. 1:23).
Бога есть за что хвалить, за что прославлять! И чьё сердце исполнено таким духовным восторгом, произливающимся в прославлении Бога, тот и испытывает, как раз, полное блаженство.
Духовная жизнь не укладывается в житейский здравый смысл, который понуждает человека приобретать материальные, душевные и, даже, духовные сокровища. Духовная жизнь требует от нас самоотвержения, выхода навстречу Богу, забвения себя, несения креста. Но на всё это Господь указывает как на путь спасения, на путь, ведущий в жизнь вечную.
И всё, что нам нужно – довериться Богу безгранично: умом и сердцем, как малый ребёнок доверяет себя рукам матери. И, доверившись Богу, мы тогда будем иметь все те блага, которые обещает нам Господь: и любовь, и милость, и единомыслие и единодушие между собою, и полноту благ духовных, и всё необходимое, в чём мы действительно нуждаемся на земле. Аминь!
Слава Богу за все! Очень проникся Словом Владыки Силуана. Спасибо большое всем за труд.