Сердечно поздравляю всех вас, дорогие отцы, братья и сёстры, с великим торжеством – памятью святых первоверховных апостолов Петра и Павла!
Они именуются первоверховными, потому что более всех потрудились. Таково свойство власти, которая нисходит свыше, от Бога, и имеет благодатный характер, потому что призвана послужить спасению человеческого рода. Власть в церкви даётся на служение, и чем больше власти, тем самоотверженнее должно быть это служение. Вот, и первоверховные апостолы, как говорит апостол Павел, больше всех потрудились.
Но давайте вникнем в смысл и содержание их трудов. С чего они начинаются? – Они начинаются с твёрдого исповедания веры. Когда Господь вопрошает своих учеников: «За кого почитают Меня люди?», тогда ученики излагают Ему разные версии, которые бытовали во время Его земной жизни среди огромных толп, притекавших, чтобы послушать слова Учителя из Назарета, и, если получится, получить от Него исцеление или увидеть какое-нибудь чудо.
«А за Кого вы почитаете Меня?» – спрашивает Своих учеников Господь. И от лица всех учеников апостол Пётр исповедует: «Ты – Христос, Сын Божий».
И на это исповедание он слышит удивительные слова от Господа:
«Ты – камень, и на сем камне Я утвержу Церковь Мою».
Камнем был не сам Пётр, остававшийся немощным человеком, и до того немощным, что в день великого искушения – в преддверии Крестных страданий Господа – он отрёкся от своего Учителя.
Поэтому не об его личности шла здесь речь, а о том исповедании, которое он произнёс – это и есть выражение той веры, которая является краеугольным камнем бытия Церкви Христовой – исповедование Иисуса из Назарета, Того, Чьё учение мы слышим в Евангелии, – Христом, то есть Обетованным от начала веков Искупителем мира, причём Искупителем, имеющим достоинство Сына Божиего, то есть такого Искупителя, Который Сам является Богом, пришедшим во плоти. Так что в этих немногих словах выражается квинтэссенция нашей веры, вся её суть. И конечно же, именно эта истинная, православная вера лежала в основе апостольского служения.
Но мало исповедовать Господа Христом и Сыном Божиим. Вспомним, как после отречения Петра и Своего воскресения, Господь явился ученикам на море Тивериадском и обратился к апостолу Петру троекратно с вопросом:
«Симоне Ионин, любишь ли ты Меня?»
Некоторые экзегеты обращают внимание, что здесь Он не называет его Петром, то есть особым, благословенным именем – именем, выражающим твёрдость исповедания веры. Потому что само слово πέτρος в греческом [языке] означает «камень». Он называет его прежним именем, с которым тот родился, с которым пришёл в этот мир. Господь обновляет его апостольское достоинство и, вместе с тем, указывает на другую его сторону. Не только вера, но и беззаветная любовь к Богу – вот два крыла апостольского учения и апостольского служения. Да и невозможно исповедовать по-настоящему, всем сердцем, Бога, пришедшего во плоти, Спасителя, Иисуса Христа, не любя Его. Ибо любовь делает отвлечённое знание знанием сердца.
Нельзя знать Бога, не любя Его. Если не любить Бога, тогда само это слово выражает лишь отвлечённую идею, а отвлечённой идее нельзя служить до смерти, нельзя быть её истинным исповедником, потому что истинное исповедание – никогда не бывает только «от головы», но всегда и от сердца тоже. Ибо «от избытка сердца уста глаголют». Поэтому как можно исповедовать Христа всем сердцем, не имея к Нему любви? – Это невозможно! Любовь и делает сердце наше преизбыточествующим в познании истины и от этого избытка износятся слова проповеди об истине Христовой. И далее, в завершающем Евангелие повествовании, мы видим, как Господь ведёт апостола Петра, а тот видит, что за ними следует апостол Иоанн Богослов – возлюбленный ученик Спасителя. И Пётр спрашивает Учителя: «Господи, а этот – чего?». На это Господь отвечает:
«Аще хощу тому пребывати, дондеже прииду, что к тебе? ты по Мне гряди» (Ин. 21:22).
Вот он – путь для всякого христианина, а наиболее для апостолов, – идти за Христом. Идти тем путём, которым Он прежде прошёл и которым призывает идти всех Своих учеников. «Кто хочет быть Моим учеником, – говорит Он, – да отвержется себя, возьмёт свой крест и по Мне идёт». И конечно же, во главе этого великого шествия Церкви Христовой стоят апостолы. Они – первошествующие за Христом. И что же это за путь? – Крест, самоотвержение! А более подробно об этом говорит апостол Павел. Он говорит о тех бедах, которые на протяжении всей его жизни, наполненной служением Богу, ему сопутствовали: беды на море и на реках, беды в городе и в пустыне, беды от единоплеменников и от язычников, от лжебратии, и от разбойников. «Три раза меня били палками, один раз камнями побивали, несколько дней я провёл в пучине морской, я всегда в подвиге, нередко голодаю, в наготе, в бдении, и, при этом – каждый день у меня великое стечение людей и забота о всех церквях», – говорит апостол Павел. Это не жизнь. Это – ежедневное умирание! Кроме того, ещё и ангел сатаны был попущен Господом в плоть апостола Павла, так что тот три раза молился, чтобы быть избавленным от этого искушения. А Господь ответил ему: «Достаточно тебе благодати Моей». И далее Господь отвечает словами, которые раскрывают смысл всех этих испытаний, через которые прошли все без исключения апостолы, почти никто из них не окончил свои дни естественной кончиной, почти все они завершили свой жизненный путь мученически. Что же это за слова?
«Сила моя, – говорит Господь, – в немощи совершается» (2Кор. 12:9).
И апостол Павел предпочитает хвалиться своей немощью. «Когда я немощен – тогда силен», – говорит он. И действительно, на грани отчаяния, человек способен, как никогда и нигде более, остро ощутить присутствие Бога. Именно для этого попускаются ему отчаянные обстоятельства. Бог, будучи Любовью, никого не мучает, и если попускает нам пребывать в этих бедах и скорбях, о которых говорит апостол Павел, то только для того и потому, что это приносит нам с вами огромную пользу. А в чём польза человека? Конечно, есть польза земная – приобретение земных благ, благополучие земное, благополучие своих близких, но всё это – преходяще. Всё это благополучие лишь временное, мнимое, оно не может уберечь нас от смерти и не может уберечь нас от козней диавола. Напротив, очень часто блага земные становятся поводом к нашему духовном падению. И Господь, зная всё это, жалеет нас – не хочет, чтобы мы лишались блаженства будущего века. А наоборот, хочет, чтобы мы уже и в земной своей жизни начали его предвкушать.
«Царствие Божие внутрь вас есть», – по словам Господа (Лк. 17:21).
А раз так, значит и вкушать это царственное блаженство мы можем уже на земле. Да – отчасти, да – несовершенно, но всё же – это истинное блаженство.
Святые апостолы все свои труды предприняли по любви к Богу, из которой проистекает и любовь к человеку. Иными словами, они служили и нам с вами – Церкви Христовой. И мы пользуемся плодами их трудов до сих пор. Это – вера непоколебимая, святая, это – Церковь Христова, утверждённая на истинной вере и благоустроенная, и во всех своих основных чертах проистекающая от времён апостолов – ими учреждённая. И благодать, которая пребывает неисходно в святой Христовой апостольской Церкви, они сохранили и передали своим преемникам – епископам. И на протяжении двух тысяч лет эта великая преображающая, освящающая и спасающая нас сила пребывает незримо, но ощутимо в Церкви Христовой. И ради этого они себя не пощадили и кровь свою пролили, чтобы мы с вами имели возможность быть причастниками по благодати Христовой Божиего естества, как говорит об этом святой апостол Павел.
Будем же хранить с благодарностью этот великий дар и иметь великую благодарность всем апостолам, прославляя их в своих молитвах и обращаясь к ним с просьбой ходатайствовать о нас перед престолом Небесного Царя. Ещё раз поздравляю всех вас с праздником!
Подробнее о богослужениях в день памяти святых Первоверховных апостолов Петра и Павла >>>