Дорогие братия и сёстры!
В преддверии праздника святой Пятидесятницы мы вместе со всей полнотой Православной Церкви, по всему лицу земли, совершаем поминовение от века усопших православных христиан.
В течение года есть всего несколько таких соборных поминовений: это в преддверии Великого Поста: накануне недели о Страшном суде, в мясопустную субботу; это несколько раз в течение Великого Поста; на Радоницу, через 9 дней после праздника Святой Пасхи; в Дмитровскую родительскую субботу; и вот теперь, в преддверии Святой Пятидесятницы.
Как правило, поминовение усопших совершается в преддверии или впоследствии каких-то особо значимых событий либо священной, либо мировой истории. Это не случайно. «У Бога все живы», – свидетельствует слово Божие. «Бог не есть Бог мёртвых, но живых», и если бы это было не так, то не имела бы никакого смысла наша с вами молитва об усопших. Молитва об усопших есть доказательство того что они живы. И они участвуют в наших молитвах и ждут их. И это поминовение для них, да и для нас – особо значимо.
Для усопших оно значимо тем, что по молитвам Церкви прощаются грехи. «Где двое или трое соберутся во имя Моё, – говорит Господь, – там Я посреди них, и о чём бы ни попросили во имя Моё, будет им по вере». Вот и мы, если с верою и любовию, соборно, едиными устами, единым сердцем возносим молитву об усопших, то они, безусловно, испытывают великое облегчение и радость, даже если ко времени пребывают в местах омраченных. Но тем не менее, надежду ещё хранят – до Страшного Суда, поскольку на Страшном Суде, по вере Церкви, возможна перемена определения Божия даже о тех, кто сейчас томится в местах не святимых.
Но и для нас молитва об усопших имеет огромное значение. Во-первых, потому что она поддерживает в нас одну из главных христианских добродетелей: память о смерти. Почему она одна из главных? Потому что память о смерти уберегает нас от грехов, по слову Писания: «… помни последняя твоя, и во век не согрешишь», – говорится в книге Премудрости (Сир. 7:39) и много раз повторяется Святыми отцами.
Действительно, когда мы помним, но помним так: не только памятью, но и сердцем своим о том, что нам предстоит умереть, и что за смертью нам предстоит, ждёт ещё нечто более страшное, чем сама смерть – предстояние нелицемерному и всеведущему Судии, вот эта память способна охлаждать в нас кипение греха и, напротив, утверждать стремление к добродетели. Но есть и другая сторона вот этой духовной пользы, которую мы получаем от поминовения усопших: мы тем самым исполняем долг любви, то есть главную заповедь, в которой, по слову самого Господа, « … заключён весь Закон и всё пророческое Предание …» (Мф. 22:40).
«Любовь не перестаёт, – говорит апостол Павел, – никакая смерть не может разрушить истинную любовь» (1Кор. 13:8). Поэтому, если мы призваны любить ближних, которых мы видим, которые рядом находятся, то должны любить их и тогда, когда не видим. И хотя разлучает нас с ними новый для них, а нам пока неведомый образ существования, но не разлучает любовь, она продолжает нас связывать едиными узами и ощущается тем сильней, чем усердней мы об усопших молимся, тем самым и сами возрастая в главной христианской добродетели.
Но не будем, дорогие братия и сёстры, ограничивать своё поминовение усопших только Родительскими субботами. Есть благочестивый христианский обычай: каждый день во время утренних и вечерних молитв поминать и о здравии, и об упокоении. И пусть это будет немного имён, но среди них будут те, кто дороги нашему сердцу, или, напротив, те, к кому у нас есть какая-то вражда. Вражда ничем так не преодолевается, как молитвой за врагов. Ничем невозможно больше её преодолеть. А когда мы за врагов молимся, тогда Господь помогает нам вместо вражды обрести к ним в сердце любовь. Да, это чудо совершается: за кого молимся, того начинаем любить, хотя до времени казалось это совершенно невозможно: «Как же можно такого любить?», – думали мы. А вот если будем понуждать себя молиться за этого человека, то Господь раскроет нам его с другой стороны, и, может быть, с такой стороны, что мы ещё и восхитимся его красотою духовной, и его благородством; может быть молитва наша привлечёт и его к покаянию, если он чем-то против нас согрешил.
А особенно важно молится за тех усопших, с кем мы не успели примириться. Потому что с ними уж точно, никакого другого способа преодолеть вражду – нет, кроме усердных за них молитв.
Пусть же Господь по молитвам Церкви даст упокоение всем от века усопшим в вере православным христианам. Храни Господь!