С воскресным днем, дорогие братья и сестры!
Пятая неделя Великого поста посвящена воспоминанию о преподобной Марии Египетской. А предыдущая неделя – памяти преподобного Иоанна Лествичника. Почему два воскресных дня практически перед окончанием Великого поста посвящены преподобным?
Святая Церковь видит в преподобных особый образ Божий в человеке. Это особый чин святости, ведь преподобные не просто принимают монашество (а они, как правило, монахи). Они всю свою жизнь посвящают отсечению от себя собственной воли, послушанию Божиему и борьбе со страстями, которые есть неизбежно в жизни каждого человека.
Нет людей бесстрастных, и быть не может по определению. Причем мало кто задумывается, что у каждой страсти есть свой хозяин. И вот этот хозяин набрасывает веревку на шею человеку в виде какой-либо страсти. Этой веревкой удерживает человека от всех попыток избавиться от этой страсти или хотя бы ослабить ее. Зачастую человеку не хватает сил бороться со своими страстями. А в этом и есть наше призвание! Вспомним молитву Ефрема Сирина, которую мы читаем Великим постом. В ней мы просим как раз о том, чтобы отсечь от себя дух праздности, уныния, любоначалия. А ведь все это страсти, которыми мы охвачены.
Многие думают, что страсть – это то, что захватывает человека всецело, уносит его в бездну… В первую очередь, приходит на ум блудная страсть, чревоугодие. Но есть страсти и менее очевидные, но не менее пагубные. Такие страсти не всегда затрагивают темперамент человека, его чувственную сферу. Например, уныние – это тоже страсть, страсть губительная, однако она многими не осознается таковой. Огромное множество людей, приходящих в храм, жалуется на уныние. Многие не используют это слово, оно все-таки церковное, а прибегают у другим, «современным» определениям: депрессия, апатия и так далее. Однако сути это не меняет. Уныние – это страшная вещь! Губительная страсть. В основе любого поста и, прежде всего, Великого, лежит борьба со страстями. Явными и неявными. Борьба с самим собой, со своей привычкой, которая становится частью нас. Частью, которую, как нам зачастую кажется, уже невозможно отсечь.
Мария Египетская не жила, в отличие от Иоанна Лествичника, в монастыре. Иоанн Лествичник – великий святой, преподобный, богослов. Она же вела совсем иную жизнь. Когда Мария из Александрии отправилась в Иерусалим, она была обуреваема страстями, буквально служила им. И вот оказавшись в Иерусалиме, на празднике Воздвижения Креста Господня, она чувствует, что невидимая сила отталкивала ее от ворот храма, не пускает войти. Она бежит в пустыню и там, через покаяние, через немыслимые лишения и молитву она преображается. Достигает того уровня созерцания Божьего, при котором практически лишается своей плотскости, телестности, даже потребности в пище. Так, через покаяние, в ней пробудилась огромная духовная сила, которая позволила ей 47 лет прожить в пустыне в постоянной молитве.
Святая Церковь не даром чтит Марию Египетскую после Иоанна Лествичника, который, как монах, призывал спасаться и спасать других через молитву. Она же, раскаявшаяся блудница, встала на уровне Иоанна, и призывает, как и он, к покаянию. Простая женщина, погрязшая некогда в страстях, подает нам пример, доказывает, что каждый из нас способен преобразиться, победив свои страсти. К сожалению, нам это не всегда удается в силу массы причин. В силу бушующего вокруг мира, который не оставляет нам шансов избавиться от наших страстей, а напротив, разжигает их. Человек слаб и нуждается в помощи Божьей, и только через молитву, через таинства Церкви мы приобретаем другое видение мира и самого себя.
Будем, дорогие братья и сестры, в день памяти Марии Египетской просить Господа и преподобную, чтобы мы смогли отвергнуть хотя бы часть своих грехов и страстей, и быть как можно чище и ближе к Господу Богу.
Спаси Господи!