Таинство исповеди (покаяние)

Исповедь (или Покаяние) есть Таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом.

Благодать вязать и решить грехи была обещана апостолам Иисусом Христом еще во время Его земной жизни: «Елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех» (Мф. 18, 18). Эта благодать была преподана апостолам и их преемникам Иисусом Христом по Воскресении, когда он часто беседовал с учениками об устройстве Своей Церкви. Однажды, явившись ученикам после Воскресения, Спаситель сказал: «Мир вам: якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся» (Ин. 20, 21-23). Здесь благодать и власть вязать и решить грехи названа Духом Святым, и, таким образом, разрешение или удержание их представляется делом Божиим.

Уже в апостольский век исповедание грехов, смотря по обстоятельствам, было или тайное, или открытое, публичное.

Публичное покаяние требовалось от тех христиан, которые своими грехами производили соблазн в Церкви. К концу первой половины III века публичное покаяние оформилось в виде особого, точно определенного правилами Церкви, чина принятия в Церковь христиан, своими преступлениями расторгших с ней общение.
Наряду с публичным покаянием (общественным), в древней Церкви было в обычае и частное покаяние, или исповедание грехов пред одним только епископом или пресвитером. Оно совершалось по желанию кающегося и состояло в открытии грехов и разрешении их с молитвою и возложением рук.
К концу периода Вселенских Соборов (VIII-IX век) публичная исповедь постепенно исчезает и заменяется тайной. Побуждением к отмене общественной (публичной) исповеди и замене ее тайной было то, что общественная исповедь, столь благотворная в древние времена при строгости нравов того времени и ревности к благочестию, казалась тягостною для христиан последующего времени. Многие начали избегать ее из-за стыда или скрывали свои грехи. Кроме того, грехи, открываемые всенародно, могли послужить в соблазн для некоторых немощных христиан. А потому, чтобы врачевство для одних не обратилось в погибельный яд для других, Церковь, во избежание этой опасности, заменила публичную исповедь тайной.
Чинопоследование исповеди в настоящее время состоит из двух частей: приготовления к исповеди покаянными молитвами и самого ее совершения.
Перед началом исповеди пред иконой Спасителя ставится аналой, на котором священник полагает святой крест и Евангелие, для напоминания о невидимом присутствии Самого Господа. Кающиеся (или кающийся) стоят вблизи пред аналоем. Вначале священник, стоя у аналоя, читает для всех исповедников общие покаянные молитвы, а затем приступает к самой исповеди, которая происходит наедине с каждым человеком, хотя бы то был малолетний.
Когда кающийся пред священником окончит исповедание всех грехов своих, тогда священник повелевает преклониться до земли (или преклонить главу) и читает молитву: «Господи Боже спасения рабов Твоих…», в которой просит Господа простить грехи кающемуся, примирить и соединить его со Святой Церковью. Эта молитва — древнего происхождения и в Восточных Церквах является разрешительной. (Эту молитву при множестве исповедников священник читает единой для всех их после покаянных молитв и увещания.) После исповеди (и указанной молитвы) священник произносит разрешительную (совершительную) молитву, покрывая кающегося епитрахилью, и, говоря конец разрешительной молитвы, «знаменует крестообразно десницею (главу) кающегося».
Получив разрешение грехов, исповедник целует Крест и Евангелие, лежащее на аналое. Это, с одной стороны, знак примирения его с Господом после Таинства Покаяния, а с другой — знак удостоверения в том, что он искренне исповедал все грехи и имеет твердое намерение по возможности избегать высказанных на исповеди грехов, быть истинным последователем евангельского учения Иисуса Христа и идти вслед Его, неся свой жизненный крест.

Епитимия
После исповедания грехов священник иногда дает покаявшемуся «канон противу согрешения его», т.е. налагает на него епитимию.
Епитимия, по словопроизводству с греческого языка и по первоначальному смыслу, есть запрещение (2 Кор. 2, 6-8), т.е. духовное наказание. Она налагается в качестве духовного врачевания и предохранения от тех порочных дел, от которых кающийся очищается. Епитимия не составляет безусловной необходимости при исповеди и назначается священником кающемуся только в определенных случаях, в зависимости от тяжести греха, возраста, положения и др.
Над окончившим епитимию читается «Молитва над разрешаемым от запрещения», которой он освобождается от «надлежащаго ему уза» и вводится в общение с Церковью. По церковным правилам разрешить запрещенного не может никто другой, кроме запретившего, исключая случаи смерти запретившего, а также смертельной болезни кающегося.